Тёмная сторона lean
- Дмитрий Стукалов
- Не в сети
- Администратор
Юрий, ничего страшного. Я поправил Ваши сообщения. Можете посмотреть в режиме правки как надо правильно. Жирный и наклонный шрифты используйте только для выделения важных фрагментов.Прошу прощения, Дмитрий, не сразу разобрался в тегах. Поправил. Так лучше?
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Юрий Рыбалка
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 2095
- Спасибо получено: 186
Александр Пятков писал(а):
Хорошая тема. Давайте определим альтернативу. Что же может быть эффективным инструментом снижения издержек? Допустим, условно, на предприятии работает 1000 человек, с зарплатой по 10 т.р. Итого ФОП – 10 мил.руб. Мы не сокращаем людей и их зарплаты. Улучшаем и оптимизируем процессы, видим, что на участке, где работает 100 человек, справятся 40. Куда переводим 60 ? Какие шаги дальше в направлении сокращения издержек без сокращения персонала и зарплат?
Дело ведь не только в том, Александр, что может уменьшиться потребность в персонале. Может сократиться и продолжительность процессов - в той степени, в которой позволяет технология. Например, если раньше на выпуск 1000 единиц продукции уходил месяц, то после оптимизации стало достаточно двух недель. Вот меньше двух недель уже невозможно физически, допустим - технология. Выходит, реальная производительность - уже не 1000, а 2000 единиц в месяц. Величина постоянных затрат почти не изменилась, а их доля в себестоимости - упала. Если мы должны стремиться к максимальной загрузке мощностей, значит мы нарастим выпуск и одновременно должны позаботиться об увеличении сбыта - иначе склады себе забьем и встанем.
За счет чего нарастим сбыт? Во-первых, став благодаря Lean конкурентоспособнее в соотнощении "цена/качество", мы "подвинем" кого-то на своем рынке - тех, например, кто до Lean еще не дозрел. Вот вам и конкурентное преимущество. Если родной рынок уже насыщен - буржуев можем попробовать подвинуть. Почему бы нет? Смотря на какой уровень качества ориентироваться при проведении Lean-преобразований. Здесь множество решений можно найти, если избавиться от ментальных барьеров.
Говоря про сокращение издержек, разве не нужно говорить про сокращение стоимости приобретаемых сырья и комплектующих? За счет повышения эффективности конкурсных механизмов, за счет эффекта масштаба, за счет повышения стабильности и платежеспособности, например? Ведь оптимизацию невозможно провести на одном отдельно взятом участке, не затронув всю окружающую систему. В том числе - и контрагентов. Это, по-моему, одна из фундаментальных идей Lean - наведя порядок у себя, ты поможешь навести порядок соседям. Потому что все в одной лодке, по большому счету.
Александр Пятков писал(а):
А если дальше пойти, так может то, что мы (страна) нефтью и газом торгуем, и живем за счет этого, является глубочайшей стратегической ошибкой?
Да это ж большинству россиян и так понятно. Мы расточаем свои запасы энергоресурсов, а "они" - накапливают у себя запасы. По расчетам западных стратегов, если не произойдет технической революции в энергетике (в смысле альтернативных дешевых источников энергии), то Россия полностью окажется на коленях уже лет через 100. Это одна из американских доктрин.
Александр Пятков писал(а):
Ээээ, Юрий! Подчас все эти расчеты, прогнозы, модели, бизнес-планы и презентация чистой воды иллюзии. Легко можно поддаться. Это как фокусы в цирке.
Боже, как все запущено...
Александр, я сам занимаюсь такими расчетами, моделями и бизнес-планами. И не один раз ловил за руку нечистоплотных консультантов, которые делают не нормальный, объективный экономический анализ, а "удовлетворяют заказчика" и отрабатывают заплаченные за заранее заказанный результат деньги. Это просто вопрос профессионализма. Доверяй, но проверяй.
Александр Пятков писал(а):
Реальность же чаще не совпадает с прогнозами и расчетами. Особенно, если вы хотите начать что-то новое. Иногда пока не попробуешь, не поймешь. Невозможно долго учиться плавать стоя на берегу. Бесполезно.
Разные могут быть подходы. Можно и очертя голову бросаться в плавание, а проблемы решать по мере их поступления. Я так не люблю. Сперва прогноз. Наихудший и наилучший сценарий. Если даже по наилучшему сценарию прогнозный результат меня не устраивает, я ничего пробовать не буду. И так далее.
Александр Пятков писал(а):
Есть люди, которые помешаны на цифрах. В гембу они не ходят. Они плодят гагабайты файлов разного вида, смотрят на них часами, как будто в этом вся суть. Не мешало бы в этих хранилищах 5S применить.
Я тоже таких знаю. Профессионализм в том, чтобы сущность донести без гигабайтов. В этом деле тоже есть своя муда и свои Лин-подходы.
Но по своему опыту знаю. Если ты пришел в гембу и не владеешь основными цифрами: сколько людей в смене, какой норматив суточной выработки, какую премию люди имеют за перевыполнение плана, каков регламент профилактики оборудования, и т.п. - тебя в гембе освистают и вышвырнут вон. А на этих цифрах базируются и все остальные модели. Ничего супер премудрого тут нет.
Александр Пятков писал(а):
Ю.Рыбалка:
Ряд иностранных предприятий развертывают уже в России свои сборочные заводы. Они понтуются, хотят набирать персонал и обучать "с нуля", а с российских предприятий брать не хотят. Ну вот и дать им по рукам. Пусть берут и переобучают. Но под строгим контролем правительства, чтобы не получалась опять "игра в одни ворота".
Юрий, это как же так, дать иностранным предпринимателям по рукам? И кто после этого с нами будет работать?
А им деваться некуда. Они не выживут, если мы их на свой рынок не пустим. Это - факт. Читайте прессу, смотрите цифры. Ситуацию в мировом автопроме я изучал довольно тщательно.
Это МЫ их пускаем на СВОЮ территорию. Чтобы они не задохнулись, и потому, что они кое-что научились делать лучше нас. Мы им можем оставить эту нишу. Но с условием, что ставшие из-за этого лишними люди не помрут с голоду. Такова должна быть государева политика. Они, иностранцы, умные, вот и пусть думают, КАК переобучить и перевоспитать. А не ноют, что невозможно. Все возможно, если захотеть.
Не нужно, чтобы иностранцы воспринимали Россию как путь "наименьшего сопротивления". У нас своих таких тунеядцев навалом.
А про коррупцию то забыли?
Коррупции - бой!
Александр Пятков писал(а):
Суть как раз в том, что переучить почти невозможно. Я уже давно слышал, что Тойота против набора персонала с автозаводов, где другая (антилиновская культура), они считаю проще научить врача или учителя собирать автомобили, чем «профессионала» со стажем. А мы им по рукам за это?
Именно, Александр. По рукам, по рукам и еще раз по рукам. Они бы поступили точно также в случае "наоборот", уверяю Вас.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Юрий Рыбалка
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 2095
- Спасибо получено: 186
Администрация ломать голову не будет. Лишних уволят без проволочек.
Гадкие люди.
Вы уверены, что организаторы бизнеса всерьёз думают, чем бы занять ненужных людей?
А если они сами не дойдут до необходимости этого, озлобленный люд будет жечь их машины и дома, как в Париже. Всему ведь есть уже примеры. Просто можно на них учиться или не учиться.
Любое крупное предприятие - тяжёлый пример. Так-таки lean там внедрять реально?
ВнедрЯть все реально. Вопрос - будет ли из этого толк. Мне жаль предприятия, на которых внедрение Lean - это самоцель.
И давайте не забывать, что каждое неудачное внедрение дискредитирует идею, и порождает новые статьи на сайтах типа Dark side of Lean... Замкнутый цикл не разорвать без качественного изменения менталитета.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Юрий Рыбалка
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 2095
- Спасибо получено: 186
Не могу поверить, что Вы устали от препятствий. Вы, наверное, таким образом искусно провоцируете дискуссию)
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Юрий Рыбалка
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 2095
- Спасибо получено: 186
Если взять тот же ВАЗ, то "Нива" в свое время вызвала настоящий фурор в автомобильном мире. А сколько автомобилей так и не пошло в серию - та же "Нива-амфибия", "Белка" и многие другие.
Я, честно говоря, не слышал, чтобы Нива произвела какой-то особенный фурор в мире. С каким из известных внедорожников Нива способна конкурировать по всей линейке потребительских характеристик?
А что касается продуктов, которые не пошли в серию - так это НИЗАЧОТ То, что можно продавать массово, обязательно идет "в серию"... То, что нельзя - остается "на бумаге" и в опытных образцах.
Евгений писал(а):
Вот чего мы действительно не умеем, и чего мы действительно всему миру доказали, так это то что наши "профессиональные управленцы" совершенно не умеют и не хотят управлять! Ни заводами, ни муниципалитетами, ни страной! Зато с каким наслаждением под Запад прогибаются! Даже на "чисто Российском" автомобиле УАЗ и то надпись на корме: "PATRIOT" Вот такой у нас везде patriot-изм!
УАЗ, по-моему, не на АвтоВАЗе выпускается. А мы начали с обсуждения АвтоВАЗа, который является самым крупным автопроизводителем в стране. Это к слову о "не путать теплое с мягким".
Я конечно понимаю, что задел чувства поклонников продукции российского автопрома. Но если уж объективно...много ли у нас автомобильных брендов, которые серьезно конкурентоспособны против мировых аналогов? Не только в цене, но и в качестве? Вот УАЗ-Патрик, согласен. Хорош в узкой нише - лазить по болотам, когда на обшивку салона и огромные щели уже можно глаза закрыть. КАМАЗ, который в ралли Париж-Дакар стабильно неплохо смотрится. Только я не знаю, серийный там КАМАЗ выступает или тюнинговый? А еще? Есть примеры наших авто, которые "с руками оторвут" на внешнем рынке?
Евгений писал(а):
Так что, господа управленцы, спеси для начала у себя поубавьте - это единственный путь, чтобы избежать "темной стороны Lean". Возможность высвободить часть персонала это в первую очередь возможность избавиться от человеческого балласта.
Спесь обязательно надо убавлять. Гордыня - она вредна. Особенно фраза про человеческий балласт в этом убеждает.
Евгений писал(а):
Тем более, если есть возможность не уменьшать ФОТ. Одно из отличий человеческой системы от системы машинной - это возможность саморегулирования. Скажите людям - вот такая сумма идет на зарплату на Вашем участке, и с сегодняшнего дня эта сумма от численности не зависит. Через несколько дней (ну пусть недель, месяцев) на этом участке и численность уменьшится, и количество рацух повысится, и никакой социальной напряженности не возникнет.
Вот это, мне кажется, приведен неплохой управленческий пример. Только я бы не слишком обольщался на счет возможностей саморегулирования. Оно порой может принимать извращенные формы. Дедовщина в армии - это ведь тоже "саморегулирование".
Сильные физически (но менее интеллектуальные) пожирают более слабых, которые как раз и способны на рацухи. Я лично часто так видел в жизни.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Александр Пятков
- Не в сети
- Moderator
- Сообщений: 462
- Спасибо получено: 5
Тут все однозначно. На гонках, даже на любительских, не бывает серийных машин, только тюнинговые.КАМАЗ, который в ралли Париж-Дакар стабильно неплохо смотрится. Только я не знаю, серийный там КАМАЗ выступает или тюнинговый?
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Юрий Рыбалка
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 2095
- Спасибо получено: 186
Хорошая тема. Давайте определим альтернативу. Что же может быть эффективным инструментом снижения издержек? Допустим, условно, на предприятии работает 1000 человек, с зарплатой по 10 т.р. Итого ФОП – 10 мил.руб. Мы не сокращаем людей и их зарплаты. Улучшаем и оптимизируем процессы, видим, что на участке, где работает 100 человек, справятся 40. Куда переводим 60 ? Какие шаги дальше в направлении сокращения издержек без сокращения персонала и зарплат?
Александр. Я категорически против того, чтобы говорить о Lean-преобразованиях "снизу" или "из середины". Только сверху. Кажется, это уже аксиома на сегодня: если первое лицо предприятия НЕ ВОВЛЕЧЕНО в процесс изменений, то лучше их даже не начинать. Точно провалится проект.
ВОВЛЕЧЕННОСТЬ первого лица означает не просто добродушный кивок "ну попробуйте", а ПОЛНОЕ разделение философии и принципов Lean и ЛИЧНОЕ заинтересованное участие.
Только в этом случае можно говорить и про целеположение "сверху", а не из середины. Прежде чем обсуждать инструменты снижения издержек, надо знать ЦЕЛЬ снижения издержек. Снижение издержек - это инструмент ЧЕГО?
Для владельца бизнеса (если он ориентирован на долгосрочное существование и рост капитализации) есть короткий ответ: моя цель - повышение конкурентоспособности. Кто стоит на месте, тот проигрывает, развиваться нужно постоянно. Это закон жизни.
Если владелец бизнеса - временщик, то не нужна ему ни конкурентоспособность, ни Lean. Ему интересно урвать, пока дают.
А вот когда он, владелец, четко осознает, ЗА СЧЕТ ЧЕГО можно повысить конкурентоспособность, тогда он и поймет, какие инструменты для него допустимы, какие нет, с каких начать. Так мы и приходим к ценности и приоритету СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ, от которых уже декомпозируются вниз тактика и инструменты.
На первом месте - конкурентоспособность самого бизнеса как "машины по созданию стоимости". Если у меня на рубль вложений отдача 30 копеек, а у лидеров отрасли - 50, понятно, что я в этой отрасли труп, если не найду способ эту ситуацию изменить. Они меня скоро съедят.
Если я в своей отрасли лидер, меня должно заботить как минимум - как не потерять лидерство в своей отрасли, а для развития я буду рассматривать либо смежные отрасли/сегменты, либо другие (территориально) рынки сбыта. И относительно этих рынков сбыта думать о своей конкурентоспособности.
От конкурентоспособности бизнеса переходим к конкурентоспособности его продуктов, осмысленности инвестиционного/продуктового портфеля. И так далее. Это - классика стратегического менеджмента, велосипед, который давно изобретен. Зачем в нем что-то менять? Квадратные колеса сделаешь - выйдет глупость. Уменьшишь количество спиц в ободе - колесо потеряет жесткость.
Менять - не надо. Усовершенствовать - можно, если понятна цель.
Александр Пятков писал(а):
Вот отвлеченный пример. Мы выезжаем на природу и ищем чистое место, ругаем тех, кто мусор оставил. А сами часто поступаем так же, не думая о других, о будущем, о себе в итоге. Такова человеческая природа, пропитанная эгоизмом. Нам говорят: начни с себя, покажи пример. Но пример не помогает, люди продолжают пьянствовать и засорят окружающую среду, не смотря на иное поведение меньшинства. Отчасти это из-за того, что земли у нас слишком много.
Насчет эгоистической природы человека лучше Адама Смита еще никто не сказал. Используйте эгоизм человеческой натуры на пользу обществу - это будет эффективно. Человек делает только то, что ему выгодно. Вот искусство - это состыковать пользу общества с пользой индивида.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Юрий Рыбалка
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 2095
- Спасибо получено: 186
Да, должны, но этого не происходит. Хозяева жизни идут по пути наименьшего сопротивления. Профсоюзов (настоящих) нет, а кто постоит за выброшенных на улицу людей.
Так это потому, что мы застряли в эпохе первоначального накопления капитала. Западный бизнес давно уже осознал необходимость и ценность профсоюзов.
Александр Пятков писал(а):
Емкость рынка не позволяет. Рынки сузились и идет борьба за оставшиеся куски. А расширить производство не так то просто, нужны инвестиции в новые активы (промплощадки, оборудование), это и деньги, и время, и новые риски.
Александр, ну говоря о емкости рынка, разве можно обобщать? Это сугубо индивидуальная характеристика.
Деньги и риски - неотъемлемая часть предпринимательства, разве не так? Это просто каждодневная проблема бизнесмена, с которой он работает, а не боится ее.
Александр Пятков писал(а):
Это в теории так все просто. Диверсифицированием имеет смысл заниматься, когда бизнес большой и ты его собственник (Абрамович, Прохоров и т.д.). Мелкий же собственник освоил «профессию» и ему трудно переквалифицироваться. К тому же, многие предприятия являются частью более крупных структур, которые сосредоточены на ключевых компетенциях и не хотят распыляться. И если уж менять направления деятельности, то делать это они (собственники) будут не ради увольняемых рабочих. Такова, к сожалению, реальная ситуация.
Насчет диагностики реальной ситуации мы на 100% солидарны. Вопрос - хотим ли мы ее обсуждать, подстраиваться под нее, или менять ее к лучшему? Lean не может подстраиваться под бардак и беспорядок, Lean уничтожает любую неэффективность.
Александр Пятков писал(а):
Люди, давно работающие на одном месте (в одном отделе), перестали быть гибкими, мобильными и обучаемыми. Им трудно дается новое, они завязли в прошлом. Многие менеджеры считают, что проще найти новых и мотивированных, чем переобучать имеющихся. Новые сотрудники, это факт, быстрее адаптируются к переменам. Проблема в том, что многие сотрудники долгожители (давно на одном месте) стали неконкурентоспособными. В этом важная часть проблемы. Другое дело, когда в городе одно большое предприятие и там идут массовые сокращения. Переезды – это не для наших людей. Стране не создала условий для этого.
Опять же, с диагностикой проблем я согласен, но не согласен, что это НЕРЕШАЕМЫЕ проблемы. Их можно и нужно решать, в этом и ценность настоящих управленцев.
Даже те, кто плохообучаем, становятся обучаемыми, когда осознают, что альтернатива - голодная смерть. Однако нужны какие-то человеческие подходы в менеджменте, чтобы не злоупотреблять такой "пугалкой". Это целая область для настоящего HR-менеджмента, и этому учат в хороших бизнес-школах. А вот по факту хорошие HR'ы на российских предприятиях превращаются в обычных кадровиков или "массовиков-затейников".
А что касается градообразующих предприятий - все же здесь бизнес и государство, наверное, должны плотно сотрудничать. Нельзя все общественные проблемы свалить только на частный капитал.
Александр Пятков писал(а):
Не в учениях темная сторона. А в людях.
А если получше подумать? Коммунизм, фашизм и т.д.
Люди, они лишь носители идей. Идеи же подобны программному обеспечению. Что загрузишь в компьютер, то он и будет выполнять.
Ну, Александр, мы же не будем искать аналогий между Lean и фашизмом, надеюсь?
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Юрий Рыбалка
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 2095
- Спасибо получено: 186
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Александр Пятков
- Не в сети
- Moderator
- Сообщений: 462
- Спасибо получено: 5
Так что вперед! Копаем глубже!
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Главная
- Форум
- Форум LeanZone.ru
- Общий
- Тёмная сторона lean