Статьи

На ОАО «ЗМЗ» я был в 2004 году, приезжал к ним учиться. В то время у них на предприятии работала группа консультантов из Японии. Это была отличная практика. Японцы учили нас, а мы передавали эти знания остальным сотрудникам. В том числе эти знания были переданы и на ОАО «УАЗ», т.к. оба предприятия входят в состав автомобильного холдинга «Соллерс».

В данной заметке я хотел бы поделиться теми немногими знаниями, которые я получил в то время по ТРМ – всеобщее обслуживание оборудования. Но этих знаний вполне будет достаточно для начинающих работать в этом направлении.

Сегодня вряд ли кто-то станет спорить с тем, что мотивация работников является важнейшим фактором успешного совершенствования организаций. Поэтому, казалось бы, вполне логично заниматься развитием и применением подходов и методик, направленных на повышение этой самой мотивации. Что обычно и происходит сплошь и рядом с использованием различных приёмов материального и морального стимулирования. Одним из самых популярных способов целенаправленного «мотивирования» считается формирование и внедрение индивидуальных показателей эффективности (KPI).

Цель измерения показателя ОЕЕ – предоставить цеховым бригадам метод сбора данных по "Основным потерям, связанным с оборудованием", а также анализа этих данных для применения их в процессе внесения улучшений.

ОЕЕ – показатель способности каждого элемента оборудования или процесса последовательно производить продукцию, отвечающую Стандарту качества, с предписанной скоростью цикла без прерывания. Это показатель отражает степень доступности, эффективности работы и уровня качества работы оборудования.

Когда-то в технической библиотеке ОАО «УАЗ» мне попалась уникальная книга Смирнова Е.Л. «Научная организация труда в машиностроении» 1977 года издания, которую готовили к списанию и утилизации. Именно эта книга поменяла мое мировоззрение и на многие вещи открыла глаза. До этого я изучал книги по Бережливому производству иностранных авторов, которые стали появляться в свободной продаже на русском языке. Разница между этими книгами состоит в том, что современные книги по Бережливому производству говорят нам «что надо делать», а книга Смирнова Е.Л. говорит «как делать» со схемами, рисунками, научно-обоснованными таблицами. Причем, когда я читал книгу 1977 года выпуска, я встречал очень многое, о чем пишут иностранные авторы в своих книгах, в частности в книге Джеффри Лайкера «Дао Тойота». Например, Смирнов Е.Л. в своей книге описал концепцию QSDCM, только по-русски. А некоторые рисунки из этой книги покажутся вам до боли знакомыми, т.к. вы их видели уже в современной литературе по бережливому производству.

На днях решил перечитать пару книг, и наткнулся на интересную статью. Не смотря на то, что опубликована она была в 1989 году, думается, актуальности она не потеряла. Надеюсь, кому-нибудь она пригодится.

Итак, сборник "Правила игры без правил", Петрозаводск, "Карелия"

Г. И. Иванов

Давно ли Вы последний раз смотрели мультфильм про Простовашино? Помните колоритного почтальона Печкина - само воплощение порядка в почтовом сервисе бывших времен. А как сейчас обстоят дела с этим порядком?

Заметка, которая была написана под воздействием именно того, что мы привыкли называть «стечением обстоятельств» родилась сама собой. Она необдумана, слишком эмоциональна, и, возможно, слаба в литературном плане (как и многие другие заметки, опубликованные на портале), но, тем не менее, это все-же способ выразить впечатления, которые накопились просто потому, что автор этих строк работает на обычном российском предприятии, поставленноем, в силу обычных российских обстоятельств, в привычную, для российских предприятий реального сектора экономики, позу...

«ценность №1, которую только может сформировать менеджер, - создать условия для раскрепощения людей, условия, чтобы им захотелось сделать свою компанию N 1 или N 2 на рынке».

Джек Уэлч General Electric

Сейчас много говорят, о том, что проекты по внедрению бережливого производства заканчиваются после первых неудачных опытов или еще быстрее - после первых семинаров по бережливому производству. Сложившийся подход к проблемам повышения производительности труда, внедрению бережливого производства большее внимание обращает на инструменты и не принимает во внимание психологические аспекты внедрения проектов.

Почему так происходит? Перечитав множество публикаций и основываясь на собственном опыте работы с руководителями, владельцами и топ-менеджерами предприятий, могу с уверенностью сказать, что основным препятствием является мышление, основанное на предыдущем опыте.

Производственники, особенно те, кто участвует, и не дай бог отвечает за улучшения – со мной наверняка согласятся!  Тяжело вам даются изменения? Мешает инертность руководителей и безынициативность работников? Мешают барьеры между подразделениями и личные амбиции «удельных князьков»? А как часто вам приходится слышать, что все это не для нас, не для нашего менталитета? Да что там... Легко вам удается добиться от коллег, чтобы они хотя бы мысли излагали в письменном виде?

Соавтор (совместно с Джеффри Лайкером) книги «Корпоративная культура Toyota. Уроки для других компаний» Майкл Хосеус развивал свои навыки в области бережливого производства на заводе компании Toyota в Джорджтауне, штат Кентукки, где он работал в руководящем составе, как в сфере производства, так и в сфере управления персоналом. В своем интервью, которое он дал представителю Lean Enterprise Institute, Майкл делится своей точкой зрения на роль лидера в создании культуры бережливого производства. Ниже приводится адаптированный перевод интервью. Оригинал доступен на сайте LEI под названием «Lean Leadership Series: An interview with Michael Hoseus, a former general manager at Toyota».

Вопрос, вынесенный в заголовок данной заметки, часто задается и на форуме и в личных сообщениях. В связи с этим я решил кратко изложить свои мысли по этому поводу в блоге. Возможно, в комментариях кто-то меня подправит или добавит свои соображения.

1. Самое первое с чего надо начинать – с себя. Вы должны измениться, изменить свое отношение к организации производства. Для этого вам просто необходимо прочитать книги, которые произвели впечатление. Именно на этих книгах учились большинство из тех, кто зарегистрирован на этом сайте. Также можете почитать новинки литературы по Бережливому производству. Книги изменят ваше отношение к производству и «заразят» страшной болезнью под названием Lean, от излечения которой есть только одно средство – «Пофигизм Босса».