Статьи

Пожалуй главным навыком консультанта-коуча или наставника является умение правильно задавать вопросы. Правильно заданный вопрос мобилизует знания и волю обучаемого, направляя их в нужное русло для решения той или иной проблемы. Как же правильно задавать вопросы? Ниже приводится перевод краткого видео-интервью, которое взял корреспондент Lean Enterprise Institute у известного коуча - Мардж Хаген (Margie Hagene).

В четверг, 20-го сентября мне представилась возможность выступить с сообщением на 3-й практической конференции по бережливому производству, организованной журналом "Генеральный директор" и Высшей школой бизнеса МГУ. За организацию мероприятия и предоставленную возможность выступить я искренне благодарен продюссеру конференций журнала - Татьяне Быковой и директору направления "Производственные системы" ВШБ МГУ - Вячеславу Болтрукевичу. Ниже я привожу текст доклада, доведенный до более или менее приемлемой литературной формы со ссылками на ранее опубликованные материалы, использованные в работе.

Мой прошлогодний испанский отпуск запомнился мне двумя вещами: архитектурными красотами Барселоны и интеллектуальным наслаждением от чтения книги Джеймса Скотта «Благими намерениями государства» (James C. Scott , Seeing Like a State). Я читал ее запоем в тени под пальмами внутреннего дворика отеля «Флорида парк» городка Санта-Сусанна, забывая про море и еду.

О чем же эта книга?

В своем недавнем электронном обращении к читателям рассылки Lean Enterprise Institute Джон Шук затронул тему, касающуюся роли наставников (тренеров) в подготовке lean-лидеров. Его заметка озаглавлена как "Coaches coaching coaches". Вниманию читателей сообщества LeanZone.ru предлагается перевод этой заметки. Следует отметить, что термин Coach (коуч) не имеет столь же многообразного эквивалента в русском языке как его оригинал. Коуч - это тренер, наставник, союзник, человек, который не выполяя функции принятия решений, тем не менее помогает отточить мастерство их принятия. В переводе использован наиболее близкий термин "тренер". Тем не менее, хотелось бы чтобы многозначность исходного понятия не ускользнула от внимания читателей.

Метод А.С.Макаренко необыкновенно прост и необъясним. Признак таланта? Несомненно! Но как же быть современному руководителю? У которого нет времени на изучение пространных трактатов, а требуется конкретный рецепт для решения конкретной проблемы?

Ознакомившись с несколькими произведениями А.С.Макаренко, я пришёл к выводу, что руководителю читать их надо обязательно. По возможности все (перечень известных мне работ ниже)! Неторопливо впитывая не только сюжет, но и видение автора, отмечая его требовательность к себе и окружающим (без придирок и унижений), невероятную житейскую наблюдательность (уравновешиваемую скромностью и чувством такта), внимание к малейшим деталям (без утомительного пережевывания ненужных подробностей), умение быстро построить правильную картину мира, и не превратить её в парадигму.

Понимание того, что человек является единственным активным элементом любой производственной системы, и  от его профессиональной компетенции зависит эффективность самой системы, побудило ведущие мировые компании организовать собственные корпоративные университеты и, таким образом, сформировать корпоративную среду успеха и лидерства.

Вопросы развития внутрикорпоративного образования актуальны в России особенно сейчас, когда можно сказать, что система профессионального образования высшего, среднего и начального уровня не справляется со своими задачами. Очень серьезно ощущается как дефицит специалистов рабочих специальностей, так и недостаток действительно толковых управленцев.

На форуме я уже как-то отметился возможностью лично пообщаться с основоположником западного lean-мышления – Джеймсом Вумеком. Теперь настало выполнить данное тогда же обещание, и рассказать о своих впечатлениях.

Прежде всего, хочу поблагодарить главного организатора встречи – Вячеслава Болтрукевича. Поводов для благодарности как минимум два. Во-первых, именно благодаря его смелости (примерно так выразился сам Вумек), визит lean-гуру в Россию стал возможным. А во-вторых, приглашение на встречу, число мест на которой было крайне ограничено, я получил именно от него. Слава, спасибо!

В своей недавней электронной рассылке Джон Шук (John Shook), председатель и генеральный директор Lean Enterprise Institute, коснулся проблемы использования инструментов визуализации в деятельности по улучшению производственных процессов. В среде производственных менеджеров бытуют различные мнения относительно целесообразности использования инструментов визуального управления. Кто-то считает любую наглядную информацию благом, кто-то видит в развешанных здесь и там листочках лишь раздражающий фактор. В статье "Visual Management – the Good, the Bad, and the Ugly", адаптированный перевод которой приведен ниже Джон разбирает несколько кейсов, в которых представлены различные стороны использования инструментов визуализации и дает ряд несложных рекоммендаций, позволяющих повысить эффективность этого инструмента.

Уважаемые единомышленники!

Почерпнув много полезной информации на этом и других Lean-сайтах, не могу не поделиться следующим: часто упоминая зарубежных авторов, а также отечественных (советских) первопроходцев в деле повышения эффективности производственной деятельности, мы как-то совершенно упустили из виду работы такого талантливейшего человека как Антон Семёнович Макаренко. Будучи педагогом «от Бога» и современником Гастева, он буквально с нуля создал коллектив (из беспризорников, надо заметить) спаянный общими целями и добивающийся совершенно невероятных (по любым меркам) успехов.

Наблюдая за развитием событий в ветке форума «Как быть с «итальянской забастовкой»?», пришел к выводу, что ситуация, описанная Юрием Рыбалкой, специфичнее той, которую мы привыкли ассоциировать с термином «итальянская забастовка» (в каком-то смысле, сам термин использован не совсем удачно). Тем не менее, хочется обсудить не только специфическую ситуацию Юрия, но и явление «итальянской забастовки» в целом.

Еще раз подчеркну, что рассматривается не конкретная ситуация, а «классический» вариант: рабочие взялись четко следовать инструкциям.