СМК

  • Экран качества

     

    Данная статья посвящена документу, который является одним из прикладных инструментов управления, применявшихся автором и прошедших проверку практикой на целом ряде отечественных промышленных предприятий. В производственном обиходе он получил рабочее название «Экран качества» (здесь и далее для краткости будем использовать аббревиатуру ЭК). Приведенные в статье документы заимствованы из реальной производственной жизни (где они не только прижились, но и доказали свою полезность) и представлены без всякого «макияжа». (Незначительные изменения произведены лишь в ссылках документов друг на друга, для повышения удобочитаемости.)

    Приведена субъективная оценка эффективности ЭК. Описаны трудности, возникавшие при его использовании, и реакция подчиненных и коллег на его применение.

     

  • Паруса и рифы. Менеджмент качества и менталитет

     

    Причиной большинства неудач в нашей профессиональной деятельности является не отсутствие «тайных знаний»о передовых теориях, подходах, методах, секретах мастерства или суперэффективных технологиях, а пренебрежение простыми правилами, нехватка дисциплины методично следовать им всякий раз, не позволяя себе исключений. Нас губит дефицит терпения, погоня за сиюминутным результатом.

    Возьмем основные принципы менеджмента качества (которые, скорее, относятся к менеджменту вообще, как науке управления): в них выражен цивилизованный подход к любой человеческой деятельности, приносящий плоды не только в профессиональной сфере, но и в быту. Простота, разумность и универсальность этих принципов создает ощущение, что воплотить их в жизнь также не составит труда. На деле же философия менеджмента качества оказывается чрезвычайно сложной – не в понимании, а в применении. К великому сожалению, в реальности, стремясь получить желаемое проще, быстрее и дешевле, чем позволяют обстоятельства и требует здравый смысл, мы скатываемся к применению совсем иных методов.

  • Аудит АО "Казцинк"

    В Казцинке работали аудиторы международного органа по сертификации «TUV CERT». Они проводили ресертификационный аудит по системе менеджмента окружающей среды (СМОС) и системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда (СМОЗ и БТ). В это же время проходил наблюдательный аудит по системе менеджмента качества (СМК).

  • Система менеджмента качества: внедрение или совершенствование?

    Много сказано о полезности систем менеджмента качества (СМК), построенных в соответствии со стандартом ISO 9001. Приблизительно столько же высказано и негатива в адрес систем качества. Многие специалисты заявляют, что СМК – это ерунда, другие видят в них чуть ли не спасение бизнеса. Консультанты поют оды (в прямом и переносном смысле) качеству, практики хают СМК на чем свет стоит. В последнее время, популярность СМК падает, но появляются новые модные методики спасения утопающих. Здесь и Lean, и 6 сигм с их поясами, MRP, ERP-системы и т.п.

  • Много ли «воды» на Линзоне, или Как получить практические рекомендации в конкретной ситуации.

    Время от времени слышу мнения, мол, «на Линзоне много воды», а получить практические советы в конкретной ситуации – проблема. Мне кажется, что такая позиция проистекает из иллюзии, что виртуально, по ограниченному (как ни крути) описанию ситуации, не видя предприятия, не вдохнув его воздуха, не пообщавшись с его сотрудниками, можно выписать волшебный, безотказный рецепт.

  • С чего начать системную работу по «встраиванию» качества?

    «Ну, хорошо»,– сказал коллега, прочитав мою «декларацию о намерениях»,– «То, что без вовлечения персонала в работу по качеству не обойтись – это понятно. Но с чего конкретно начать в нашей ситуации?».  И обрисовал эту ситуацию более подробно.

  • Качество продукции -> качество процессов -> ...качество системы?

    Проблема качества, разумеется, является всеобъемлющей и касается не только производства. (Возможно, и не столько призводства. Допускаю, что, рассуждая о качестве, хвататься в первую очередь за производство не более дальновидно, чем, играя в футбол, тренировать только правую ногу – ведь она бьет по мячу.)

  • Философия и технология Деминга

    К сожалению, мы в России плохо знаем методологию преобразований Эдвардса Деминга. Основным источником знаний являются, пожалуй, две книги: «Выход из кризиса» самого Деминга и «Пространство доктора Деминга», написанная его последователем Г. Нивом.

    Этих книг явно недостаточно, чтобы понять и оценить всю силу подхода Деминга к совершенствованию наших организаций.

    Я рад предложить коллегам важный, на мой взгляд, источник знаний о философии Деминга. Это сайт  http://www.deming.ru/

  • Российская действительность: система менеджмента бережливого производства госпредприятий сдерживает бережливое производство

    Словосочетание «Бережливое производство» известно уже почти всем руководителям российских организаций и воспринимается как средство по построению рационального ведения бизнеса, способного помочь организациям выйти из убыточности или увеличить прибыль. Частный бизнес (в дополнение к методам снижения себестоимости за счет некоторой потери в качестве) активнее применяет рациональные подходы ведения бизнеса, даже иногда не осознавая, что это и есть бережливое производство. Госсектор в основном игнорирует бережливое производство из-за политики затратного ценообразования: чем выше затраты, тем больше прибыль при фиксированном проценте прибыли от затрат (20+1) – не ухудшать же своё положение.

  • Схема проведения цикла PDSA

    Для облегчения погружения в тему я перевёл и привожу ещё одну из предлагаемых схем проведения PDSA.

    Каноном является общая идея этого метода, само его наполнение может несколько отличаться у разных его пользователей. К тому же, как видно из (приведённой Фроловым) очень интересной ссылки (https://www.apiweb.org/circling-back.pdf), сам цикл продолжает свою эволюцию.

    По этой же причине я не стал переводить с английского названия фаз цикла. При сохранении общей направленности цикла, они могут немного варьироваться в деталях, да и вопросы внутри могут быть сформулированы несколько разным образом в зависимости от конкретного приложения метода и исполнителей.

  • Экономический контроль качества выпускаемой продукции

    У. А. ШУХАРТ

    Признаётся общепринятым, что мы не можем сделать все образцы данного вида продукции одинаково похожими. Из этого следует, что качества образцов одного и того же вида продукции различаются между собой, или, другими словами, следует ожидать, что качество продукции будет подвержено вариациям. Причины этой вариабельности, как правило, неизвестны.

    Настоящая статья представляет научную основу для определения того, когда в устранении этих неизвестных или случайных причин вариабельности качества продукции мы достигли пределов экономической целесообразности. Когда это состояние достигнуто, продукция считается контролируемой, поскольку тогда можно установить границы, в которых, как ожидается, качество останется и в будущем. Обеспечивая контроль, мы добиваемся пяти экономических преимуществ, обсуждаемых в Части III.