Цели бережливого предприятия
- Сергей Жаринов
- Не в сети
- Expert
- Сообщений: 1452
- Спасибо получено: 468
Александр, давайте на этом примере я покажу Вам логику своих рассуждений. Очень коротко она выглядит так:... Тойота создала гибриды для удовлетворения своих сотрудников (не клиентов)? ...
1. Люди получают удовлетворение, когда создают полезную и важную для других продукцию. Поэтому разработчики гибридов получили удовлетворение от разработки, а производители - от производства нового типа автомобиля.
2. Новая продукция оказалась качественной, она понравилась клиентам, и рынок расширился.
3. В результате доходность бизнеса компании повысилась.
4. Как следствие ещё больше выросла защищённость работников компании (с учётом упомянутых Вами пожизненного найма и зависимости размеров денежного вознаграждения от стажа работы).
5. Работники увидели, что разрабатывая новую и более качественную продукцию можно не только получать удовлетворение, но и повышать свою защищённость. Далее см. п.1, и спираль начинает раскручиваться на другом более высоком уровне.
Это известный системный архетип с усиливающей обратной связью типа "деньги к деньгам". Что в этой логической цепочке представляется Вам ошибочным?
Вопрос про завод в Шушарах чуть более сложный. Для ответа нужно понимать структуру акционерного капитала в японских корпорациях.
P.S. Понимаете, "Качество продукции" --> "Доходность бизнеса" --> "Удовлетворённость работников" это три стороны одного и того же явления. Три элемента одного и того же замкнутого цикла непрерывного совершенствования. Поэтому в менеджменте их и называют "критическими факторами успеха". А какой из них выбрать в качестве причины или следствия - это дело самой компании.
Деминг протягивает ту же самую цепочку, начиная с повышения качества, а Голдратт - с повышения доходности.
Проблема в том, что если рост одного из факторов ведёт к росту двух других, то можно легко сделать вывод (ошибочный), что главной целью компании является и первое, и второе, и третье одновременно. А это не так. Второе является следствием первого, а третье - следствием второго.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Петухов Алексей
- Не в сети
- Завсегдатай
- Сообщений: 232
- Спасибо получено: 1
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Сергей Жаринов
- Не в сети
- Expert
- Сообщений: 1452
- Спасибо получено: 468
Естественно, это же те самые классические "критические факторы успеха". Здесь не открыто никакой Америки. Они связаны между собой цепочкой в форме замкнутого круга. Причём для ЛЮБОЙ компании. Это просто общее свойство бизнеса.... Обратите внимание, что находится в центре домика, под крышей? ВСЕ 3 ФАКТОРА.
Но каждая компания выбирает для себя один из критериев в качестве главной цели, и начинает раскручивать спираль совершенствования именно с него. То есть при принятии решений выбирает такие альтернативы, при которых значение главного критерия возрастает, а остальные показатели по крайней мере не ухудшаются.
Ещё раз хочу подчеркнуть следующее. Главная цель компании может открыто не публиковаться и, более того, может быть даже вообще не известна никому в этой компании. Это такая штука, которую можно вывести только логически из анализа реальной деятельности конкретной компании.
Что касается японских компаний, то здесь накладывается фактор огромного отличия японской культуры от европейской и американской. Видите ли, когда вы рассказываете о каком-то явлении или событии, то не начинаете от Адама. Земля круглая, солнце встаёт на Востоке. Вы предполагаете, что определённые базовые вещи известны и не нуждаются в дополнительных разъяснениях. Поэтому людям разных религиозных конфессий часто трудно понять друг друга. У них разные парадигмы, и они просто не допускают наличие других парадигм. Точно так же и японские сенсеи с 40-летним опытом возможно считают (ошибочно), что некоторые вещи настолько очевидны, что на их разъяснение нет смысла тратить время.
Если Дмитрий Стукалов поможет, то попробую выложить ещё один материал о различии целей и необходимых условий в Америке и Японии. Возможно тогда моя позиция станет более понятной.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Сергей Жаринов
- Не в сети
- Expert
- Сообщений: 1452
- Спасибо получено: 468
Александр, не путайте принципы с целями (то есть с предназначением). У вас могут быть два разных прибора, основанных на одном и том же принципе, но предназначенных для разных целей. И наоборот, - предназначенных для одной и той же цели, но основанных на разных принципах.... Разве на Тойоте качество не является главенствующим принципом? А с чего начинает описание Lean Вумек? – с определения Ценности с точки зрения потребителя! ...
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Сергей Жаринов
- Не в сети
- Expert
- Сообщений: 1452
- Спасибо получено: 468
Более подробные соображения и некоторые дополнительные материалы по этому вопросу приведены в моём блоге под общим заголовком " Цель и необходимые условия "....Что касается японских компаний, то здесь накладывается фактор огромного отличия японской культуры от европейской и американской. ...
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Рустем Рассулов
- Не в сети
- Завсегдатай
- Сообщений: 177
- Спасибо получено: 1
Думаю многие мелкие компании так и работают, от заказа до заказа.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Сергей Жаринов
- Не в сети
- Expert
- Сообщений: 1452
- Спасибо получено: 468
Люди ничего не могут делать без цели. Даже если они сами эту цель не в состоянии внятно сформулировать. Вы можете "выпускать продукцию или оказывать услуги" по разным причинам. Потому что хотите заработать, потому что вы любите работать, потому что вам нравится делать другим людям приятно (или неприятно) и т.д.Интересно может ли организация работать без цели?, т.е. работать и выпускать продукцию или оказывать услуги. ...
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Дмитрий Стукалов
- Не в сети
- Администратор
Однако, если цель неизмерима, то на нее можно лишь примерно указать пальцем и воскликнуть: «Нам надо туда»!
Представим, что есть некое многомерное пространство знаний, опыта, мировоззрений, удовлетворенности и т.п., в котором можно определить положение любого человека. Александр – это одна точка в пространстве, Сергей – другая, Алексей – третья, и т.п… В этом же пространстве можно задать и некую истинную цель, достижение которой будет характеризовать нашу деятельность. Теперь всем нам говорят – покажите вашу цель. Естественно, каждый машет рукой в направлении этой истиной цели. Точность целеуказания зависит от многих факторов, но не это главное. Главное, что все векторы направлений на цель будут различными! Это закономерно, поскольку знания и опыт каждого, а, следовательно, положение в пространстве, отличаются от знания и опыта других. Выбранное направление на цель диктует нам выбор метода. Аналогично, когда речь идет о том, чтобы описать цель, то каждый из нас, подобно мудрецу из притчи, вглядываясь со своего места в ее направлении, пытается описать свое видение этой цели, свою проекцию.
Гораздо проще говорить о целях измеримых, тактических. Такие цели полностью определяются выбранной методологией. Они измеримы, поэтому можно рассуждать о степени их достижения и правильности предпринятых шагов.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Александр Пятков
- Не в сети
- Moderator
- Сообщений: 462
- Спасибо получено: 5
Да уж. Так то проще. Вспомнил байку: Ночь, под фонарем у столба человек на коленях ищет потерянные ключи. Его спрашивают: а ты здесь их потерял? Отвечает: нет, но здесь светлее, здесь мне удобнее искать. Здесь «измеримее»!Гораздо проще говорить о целях измеримых, тактических. Такие цели полностью определяются выбранной методологией. Они измеримы, поэтому можно рассуждать о степени их достижения и правильности предпринятых шагов.
Допустим, вы хотите улучшить отношения со своей женой, или с детьми. Но вы бизнесмен и вы знаете, что цели должны быть измеримыми. А если цель неизмерима? Может тогда вообще отказаться от идеи улучшить отношения с женой? Нет, думаете вы, лучше найти способ их изменять. А давай-ка заведем файл и будем вести учёт количества её улыбок. Соберем статистику, посмотрим тренд, и будем понимать идут улучшения или нет. А что если она улыбается по другому поводу, думаете вы, вдруг оттого что кто-то другой улучшает с ней отношения? Два варианта: либо довериться измеримому методу и не обращать внимания на «погрешность», либо вообще не улучшать…
Коллеги, все важные цели, как правило, неизмеримы. И успешные люди не заморачиваются, они рискуют, экспериментируют, полагаясь на свою интуицию и косвенные показатели. И делают прорывы и открытия. А кто ищет измеримости, топчется на месте, оставаясь посредственностью. Разве Колумб ставил себе измеримые цели?
А что же такое цель? Цель, о которой мы тут говорим, это всё же не мишень (не target), поразил и всё. Это не конечная точка в пространстве, в которую нужно попасть. Это скорее некое направление движения, определяющее путь, только часть которого видна. Можно измерить прибыль (да и то чисто условно, разные методы подсчета), можно измерить объем продаж, но нельзя измерить конкурентоСпособность, а повышать её нужно. В спорте вот проще, там действительно почти всё хорошо измеряется. Но жизнь и бизнес невозможно упаковать в рамки определенной методологии. Выигрывает часто тот, кто нарушает устоявшиеся стандарты и открывает новые.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Вячеслав Марков
- Не в сети
- Завсегдатай
- Сообщений: 312
- Спасибо получено: 4
Если честно, многое из глубоких рассуждений здесь мне непонятно. Но решил обратится к первоисточнику, прочитал руководящие принципы Toyota ... вроде бы всё понятно. У меня не возникло желания - выделять главные и второстепенные из них!
Я верю в то, что Toyota ежедневно работает, ориентируясь на эти цели, хотя у меня нет достаточных оснований... просто верю... верю, что это возможно в нашей стране, если постараться, конечно!
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Главная
- Форум
- Форум LeanZone.ru
- Общий
- Цели бережливого предприятия