Взаимодействие процессов производства и продаж


14 года 3 мес. назад - 14 года 3 мес. назад #1216 от Александр Пятков
Коллеги! В этой ветке поднято много важных вопросов, традиционно не затрагиваемых Лин. Хотя оговорюсь, есть так называемый Lean accounting. Книг на русском почти нет, а потому эта тема слабо обсуждается.

Себестоимость и бухгалтеры? Если бухгалтеры не умеют, не могут или не хотят правильно считать себестоимость продукции, это не значит, что себестоимость не нужна. Приход денег от клиентов и выплату денег поставщикам, конечно, считать намного проще. Но, к сожалению, кассовый метод учета давно себя изжил и годится только для некоторых мелких предприятий. Почему? Во-первых, продажи могут осуществляться в кредит, при этом образуется дебиторская задолженность, которая на многих предприятиях сопоставима с месячным оборотом. Клиенты могут делать предоплату, эти деньг нельзя считать заработанными. Во-вторых, предприятие может получить деньги от банка, кредит, и выплачивать банку проценту за этот кредит. С поставщиками отношения тоже не простые: предоплаты и отсрочки. Другими словами, денежные потоки на современных (особенно на крупных) предприятиях совершенно не отражают доходы (сколько заработали) и расходы (во что это обошлось), а значит и прибыль (доходы минус расходы). В-третьих, производство использует оборудование. Приобретение оборудования связано либо с инвестициями, либо с кредитом (банка или поставщика оборудования). Оборудование подвержено износу. Бухгалтеры отражают износ с помощью амортизации оборудования. Это конечно не всегда соответствует реальному износу (амортизация часто не зависит от интенсивности использования оборудования). Но не учитывать износ (расход) оборудования неправильно. Если смотреть на денежные потоки, то в день (месяц) оплаты закупки оборудования мы имеем огромный расход денежных средства. На самом деле, мы просто поменяли деньги на станки.

Теперь о прибыли. Если мы продаем ниже себестоимости (т.е. цена ниже совокупной стоимости затрат из расчета на одно изделие), то мы несем убытки. Может ли это быть выгодно? Иногда, в кризисных условия, да. Например, чтобы удержать клиентов, поставщиков и персонал. Но это вынужденная мера. Это дается за счет увеличения долгов или распродажи менее ценных активов. В долгосрочном периоде мы не можем продавать ниже себестоимости. Более того, цена и соответствующий объем продаж должны покрывать не только прямые затраты на материалы и операционные издержки (зарплата, амортизация), но и накладные расходы связанные с управлением предприятием. А потому, знать какая у нас прибыль (а для этого знать себестоимость) просто необходимо, чтобы принимать управленческие решения. Еще раз повторюсь, в отдельных случаях мы вынуждены продавать ниже себестоимости. Еще один пример этого, слив неликвидов.
Но соглашусь, что бухгалтерские отчеты (сделанные для налоговой) часто вводят в заблуждение по поводу себестоимости.

А потому нужно постепенно изучать и осваивать ABC учет или Lean accounting. При этом я предвижу огромные трудности, прежде всего, межфункциональное НЕсотрудничество. Вообще, во всем важно соблюдать системный подход. Нельзя замыкаться в производстве (на цеховом уровне) и ругать коммерсантов и бухгалтеров. А они в свою очередь ругают на других форумах производственников. Лин – это цельная система, которая должна объединить всех. Только пока это плохо получается.
Тема заблокирована.

14 года 3 мес. назад #1217 от Сергей Жаринов
Александр Пятков пишет:

... Если бухгалтеры не умеют, не могут или не хотят правильно считать себестоимость продукции, это не значит, что себестоимость не нужна. ...

Александр, проблема не в нежелании или неумении "правильно считать себестоимость продукции", а в отсутствии необходимости (при управлении производством) ввода такого показателя вообще! Выше в своём сообщении я описал конкретную ситуацию, когда увеличение "себестоимости" привело к росту доходности бизнеса в целом. Вам там что-то непонятно? У Вас есть вопросы?
Тема заблокирована.

14 года 3 мес. назад - 14 года 3 мес. назад #1218 от Александр Пятков
Сергей Жаринов пишет:

Александр, проблема не в нежелании или неумении "правильно считать себестоимость продукции", а в отсутствии необходимости (при управлении производством) ввода такого показателя вообще!

Сергей, производство - это всего лишь часть предприятия (подсистема). Это важный орган, безусловно, но не единственный. Чтобы успешно заниматься бизнесом и грамотно управлять Предприятием, себестоимость знать нужно. Себестоимость связана с производством, обусловлена структурой производства и отношениями с внешним миром (оборудование новое или изношенное, оплачено банком или за счет собственных средств). Ваш пример, слишком прост, чтобы на его основе делать выводы - нужно ли знать себестоимость. Ваш пример, я бы перефразировал так: был плохой инструмент, купили хороший, стали меньше терять времени, на том же оборудовании стали выпускать больше, возросла производительность. Но и в вашем примере можно посчитать прибыль, а для этого посчитать себестоимость. Не понимаю вашего фундаментального возражения против необходимости знать себестоимость, т.е. знать Cost.
Тема заблокирована.

14 года 3 мес. назад - 14 года 3 мес. назад #1220 от Павел Коган
У меня, к сожалению, тоже нет экономического образования, поэтому мне сложно обсуждать нужна ли себестоимость или нет, хотя всегда думал, что это важный показатель для управления затратами (все-таки интересно, обязательно займусь этим вопросом). Но хочу привести цитату Сергея:

сторонники "канонического" подхода ЛИН развернули бы работы по сокращению времени переналадок


Мне кажется, что сторонники такого подхода (а это японцы в первую очередь), понимая, что нужно просто заменить менее качественную пластину на пластину с более высоким качеством, не стали бы сокращать время переналадок.
Здесь скорее видится более конкретная ситуация, где четко прослеживается затраты-качество-выгода. Обычная рациональная ситуация. И Лин об этом говорит. На Тойоте закупаются качественные материалы, с высокими требованиями. Было бы глупо предположить, что покупаются дешевые, некачественные детали, а потом под них налаживается процесс. С плохим инструментом хорошо работу не сделаешь.
Тема заблокирована.

14 года 3 мес. назад #1222 от Петухов Алексей
Павел Коган пишет:

У меня, к сожалению, тоже нет экономического образования, поэтому мне сложно обсуждать нужна ли себестоимость или нет,


Господа, А может быть и хорошо, иногда, что у нас нет классического экономического образования? Иначе нам пришлось бы очень сильно пересмотреть свои стереотипы, заложенные преподавателями в ВУЗах.
Тема заблокирована.

14 года 3 мес. назад - 14 года 3 мес. назад #1223 от Алексей Васильев
Александр Пятков пишет:

Если мы продаем ниже себестоимости (т.е. цена ниже совокупной стоимости затрат из расчета на одно изделие), то мы несем убытки. Может ли это быть выгодно? Иногда, в кризисных условия, да. Например, чтобы удержать клиентов, поставщиков и персонал. Но это вынужденная мера. Это дается за счет увеличения долгов или распродажи менее ценных активов. В долгосрочном периоде мы не можем продавать ниже себестоимости. Более того, цена и соответствующий объем продаж должны покрывать не только прямые затраты на материалы и операционные издержки (зарплата, амортизация), но и накладные расходы связанные с управлением предприятием.

Сергей, у меня два вопроса.

Во-первых, как вы прокомментируете процитированное мной высказывание Александра?

Во-вторых, в приведенном вами примере подразумевается, что при фиксированной (видимо, заданной рынком) отпускной цене на готовое изделие в 250 руб/шт увеличение объема выпуска не представляет проблемы. Используй более дорогие, но качественные пластины (с повышенным ресурсом) -> увеличивай пропускную способность -> продавай больше -> получишь выгоду даже при увеличении себестоимости.
Конкретно же мое предприятие (и, думаю, это более общий случай, нежели приведенный вами) находится в условиях, когда увеличить объем реализации можно как раз за счет снижения отпускных цен! Для того, чтобы понять, до какого уровня можно "падать", себестоимость просто необходима (см. опять-таки цитату из Пяткова). Что вы можете сказать по данному поводу?
Тема заблокирована.

14 года 3 мес. назад - 14 года 3 мес. назад #1227 от Сергей Жаринов
Коллеги, прежде всего у меня к вам встречный вопрос. Только не отвечайте на него сгоряча. Подумайте пару недель, а потом обсудим. Вопрос такой. Если мы говорим о производственной системе, то у любой системы, по определению, должна быть цель. Так вот:

какова цель производственной системы, построенной на базе философии ЛИН?

Как мне кажется, это очень непростой вопрос. Лично я искал на него ответ несколько лет. У меня ответ тоже получился "очень непростой".

Теперь что касается частностей, то есть "себестоимости". Во-первых, когда я говорю о производстве, то имею в виду производственную систему в целом, а не только конкретный цех или участок. Например, в приведенном выше примере с пластинами для фрез проблема была не во фрезерном станке, а в отделе снабжения, который занимался локальной оптимизацией закупок, используя для этого понятие себестоимости. Как только этим понятием перестали пользоваться, доходность бизнеса выросла. А на фрезерном станке мы наблюдали только симптом этой болезни.

Во-вторых, по поводу продажи ниже себестоимости. Можно ли ДОЛГО продавать ниже себестоимости? Ответ: ДА, можно. Причём многие предприятия именно так и поступают. Особенно, если производство многономенклатурное. А если ещё и мелкосерийное, то на 100 процентов. И дело тут совсем не в том, чтобы "удержать клиентов, поставщиков и персонал". Просто часто случается так, что если отказаться от производства такой продукции, то общие показатели доходности бизнеса станут ещё хуже. Даже в классическом управленческом учёте есть так называемый "метод альтернативных издержек", применение которого позволяет легко отвечать на подобные вопросы.

Если ваше производство выпускает один-единственный продукт, то поделив все расходы компании на объём выпуска, можно полученное значение назвать, например, "себестоимостью". Но если вы выпускаете хотя бы два разных продукта (А и Б), такой подход уже неприменим. Вам приходится каким-то образом разносить операционные (в том числе накладные) расходы. Например, у вас есть бухгалтерия, зарплата работников которой составляет 100 тысяч рублей в месяц. И вы стабильно каждый месяц выпускаете 100 единиц А и 50 единиц Б. Ваши действия? Бухгалтерами придумано много всевозможных способов, использующих разные базы и методики разнесения накладных затрат, начиная с элементарного Standard Сosting и заканчивая навороченным ABC. Естественно, все эти способы дают разные результаты. Неужели один этот факт не наводит вас, коллеги, на простую мысль о том, что объективной характеристики товара под названием "себестоимость" не существует вообще? И если мы продаём дороже или дешевле некоторой абстрактной цифры (которую назвали "себестоимостью"), то это ровным счётом ничего не говорит о доходности нашего бизнеса в целом?

Кстати, в описанном мной примере с небольшим предметно-замкнутым участком, именно такая ситуация и имела место. Исходя из рассчитанной заводским ПЭО себестоимости, при производстве менее 1200 изделий в месяц участок был убыточным. А они много лет выпускали в среднем 1114 шт. А завод в целом работал с прибылью. И их почему-то не закрывали. Почему же? Да потому, что все понимали, что эта продукция "оттягивает на себя" часть накладных затрат. И если от неё отказаться, то эту часть придётся "размазывать" по другой номенклатуре. В результате таких манипуляций с цифрами убыточными могут оказаться некоторые другие изделия. И т.д. и т.п.

Я попробую подготовить материал из указанной выше книги. Надеюсь, что после ознакомления с ним многие вопросы снимутся.

P.S. Александру Пяткову: Вы неправильно поняли то, что я предлагаю. В приведенном примере кассовый метод учёта не применяется. Что применяется - см. в указанной литературе.
Тема заблокирована.

14 года 3 мес. назад #1231 от Кульмашев Данил
Дмитрий Стукалов пишет:

Данил,

Скажите, а у Вас на предприятии план, который вы формируете в начале месяца корректируется? Или как запланировали, так и работаете? Понятно, что для производства это хорошо - ритмично, а вот для показателей предприятия в целом...


Да, план почти всегда подгоняется под факт, но только по номенклатуре. В деньгах остается прежний
Тема заблокирована.

14 года 3 мес. назад - 14 года 3 мес. назад #1232 от Кульмашев Данил
Сергей Жаринов пишет:

Данил, если ограничение в рынке, то нужно прежде всего заниматься рынком.

Согласен здесь тоже есть свои проблемы, но у меня есть информация, что и конкурентов сократились объемы продаж. По большой части ценовая "война" длится уже давно и мы в принципе проигрываем.

Коллеги я сильно извеняюсь, что пропадаю на неопределенные периоды, дела. В ближайшее время буду сильно загружен!
Тема заблокирована.

14 года 3 мес. назад #1233 от Сергей Жаринов
Кульмашев Данил пишет:

... у конкурентов сократились объемы продаж. По большой части ценовая "война" длится уже давно и мы в принципе проигрываем. ...

Ровно год назад я двум своим "партнёрам" дал такие рекомендации:
1. Постараться не упасть самому (тут мы поможем).
2. Как только зашатается конкурент, сразу же забирать его клиентов.
3. И никакой ценовой войны.
Оба успешно выжили и расширяют бизнес.
Тема заблокирована.
Работает на Kunena форум