Статьи

Пока отечественные предприятия, самозабвенно спотыкаясь на каждом шагу, идут к светлому будущему цивилизованных производственных отношений, пока тень бережливого производства сиротливо ютится в умах немногочисленных управленцев-энтузиастов, в мире похоже зреет новая технология, способная вызвать очередной рефлекторный интерес в кругах отечественных производителей. Речь идет о методологии, получившей название активного производства (agile manufacturing - эджайл мэнюфэкчуринг). После безуспешных поисков информации в рунете и чуть более успешных в англоязычной части всемирной паутины, в голове все же сложился примерный образ следующего этапа совершенствования производственных отношений.

 

В основе философии организации производственных отношений, известной ныне как бережливое производство, лежит опыт лидера мировой автомобильной промышленности - компании Toyota. В производственных цехах этой компании были сформулированы и опробованы основные принципы производственной системы, которая сейчас пользуется авторитетом во всем мире. Именно производственная система Toyota (Toyota production system - TPS), обросшая опытом многочисленных компаний и многократно подтвержденная феноменальными практическими результатами, легла в основу бережливого производства. В статье рассматриваются общие принципы организации бережливого производства, основные понятия и инструменты. Статья может быть использована в качестве пояснения  к «Презентации по бережливому производству» (с этой целью названия глав полностью повторяют заголовки листов презентации), а также как самостоятельный материал.

В рамках бережливого производства выделяют восемь видов потерь. Семь из них непосредственно влияют на процесс создания ценности, а вот восьмая стоит особняком. Конечно же, речь идет о потери, связанной с нерациональным использованием интеллектуального и творческого потенциала работников. Особое отношение восьмая потеря заслужила благодаря своим характеристикам, а точнее благодаря неопределенности этих характеристик. Потери этой группы практически не поддаются измерению. И как же велик соблазн закрыть на них глаза и навсегда забыть об их существовании! А между тем, именно недостаточное высвобождение творческой энергии работников служит причиной большинства провалов попыток внедрения прогрессивных методов управления производством.

Одной из многочисленных особенностей экономического кризиса в нашей стране является то, что для очень многих промышленных предприятий текущий момент уж очень удобен для решения застарелых кадровых болезней. «Лишние люди» - эта проблема была и остается бедой отечественных компаний, и практического опыта ее эффективного решения нет. Да и уволить работника гораздо хлопотнее, чем 5-7 лет назад.

Как соотносятся бережливое производство и экономический кризис? Рассуждения на эту тему последнее время часто появляются в периодических публикациях. Связано это с  естественным желанием одних (например, руководителей предприятий) понять, а других (например, консультантов) объяснить - а стоит ли этим (бережливым производством) заниматься во время кризиса? Стоит ли наводить порядок на рабочих местах (5S), когда и рабочих мест почти не осталось? Стоит ли что-то улучшать (Кайзен) когда главная задача - сохранить, то, что осталось? Стоит ли внедрять «точно вовремя» (just-in-time), когда производство и так работает с перебоями? И вообще, стоит ли отвлекаться от увлекательного процесса выживания и тратить силы на поиски потерь едва ли не остановившегося производства?

 

Всеобщее производительное обслуживание (Total Productive Maintenance - TPM) - это один из инструментов бережливого производства, применение которого позволяет снизить потери, связанные с простоями оборудования из-за поломок и избыточного обслуживания. Основная идея TPM - вовлечение в процесс обслуживания оборудования всего персонала предприятия, а не только соответствующих служб. Успех внедрения TPM, как и любого другого инструмента бережливого производства связан с тем, насколько идеи методики донесены до сознания персонала и позитивно восприняты им. Для облегчения процесса обучения персонала может быть использована «Презентация по TPM» из файлового хранилища портала. В данной статье дается более подробное описание материалов презентации, которое может быть использовано как самостоятельно, так и для проведения обучающих занятий с использованием презентации. Для удобства работы с презентацией названия глав статьи полностью совпадают с названиями слайдов презентации.

 

Производственный, управленческий или первичный учет (обычно эти понятия употребляются как синонимы) является основой для отражения движения материальных ценностей, расчета экономических показателей, сбора статистической информации, базой для формирования бухгалтерских проводок, и т.п. [1, 2]. Основной принцип производственного учета - своевременное и точное отражение всех фактов перемещения (изменения характеристик) материальных ценностей. Однако на практике бывает так, что количественные характеристики объекта учета либо не поддаются точному измерению, либо могут быть измерены с задержкой, затрудняющей оценку текущего положения дел. Об одном из подходов, позволяющих в той или иной степени устранить затруднения, и пойдет речь в данной статье.

Недавно задумался над очередным жизненным парадоксом. Почему для посторонних мы более значимы, чем для своих? Почему люди, которых мы видим в первый раз охотнее прислушиваются к нашему мнению, чем те, которые нас знают давно? Более или менее все ясно, если речь идет о родственных связях. Для родственников мы давно потеряли ореол загадочности, стали прозаичными, предсказуемыми и скучными. Другое дело, когда похожие проблемы возникают в рабочей среде, среди коллег, между партнерами, начальниками и подчиненными.

 

И, сидя в кресле с сигаретой,
глаголом жгут сердца людей...
(А.С.Пушкин и я...)

Обещал прописать, время идет, а не пишется. Тема огромная, прошли и проходят ее миллионы, мнений огромное множество, немного и боязно. И, все же...

Уже будучи взрослым дядькой (тысяч пять-шесть совещаний разного уровня в ранце за спиной уже лежало) в солидной должности мне довелось попасть на первое совещание при директоре также весьма солидного (по нашим провинциальным меркам) предприятия, который спустя целый год руководства им, решил собрать (очевидно это потребовало от него немалого мужества) руководящий состав на подведение итогов месяца.

 

В последнее время на сайте появилось несколько статей, материал которых основан на критическом подходе к проблемам управления компаниями со стороны высшего руководства. Я имею в виду «Грязные князи. Реванш униженных и оскорбленных», а также «Сколь тяжела вина не ведающих, что творят». Статьи отличаются весьма живым языком и целостным подходом к разбору проблемы. Безусловно, статьи будут полезны для руководителей любого эшелона управления, однако, многие ли смогут эту пользу извлечь?