Статьи

Разговоры об отечественных методах «управления» уже порядком навязли в зубах. Свое личное отношение к современному российскому менеджменту я уже достаточно полно изложил в (довольно злой) статье «Грязные князи». Как говорилось в легендарной комедии 90-х «Ну, все что знал, сказал!». Добавлять что-либо к сказанному, и вообще каким-либо образом возвращаться к этой теме, ей Богу, не хочется. Однако, все новые изобретательные средства «управления» персоналом не могут оставить равнодушным.

 

Причиной большинства неудач в нашей профессиональной деятельности является не отсутствие «тайных знаний» о передовых теориях, подходах, методах, секретах мастерства или суперэффективных технологиях, а пренебрежение простыми правилами, нехватка дисциплины методично следовать им всякий раз, не позволяя себе исключений. Нас губит дефицит терпения, погоня за сиюминутным результатом.

Возьмем основные принципы менеджмента качества (которые, скорее, относятся к менеджменту вообще, как науке управления): в них выражен цивилизованный подход к любой человеческой деятельности, приносящий плоды не только в профессиональной сфере, но и в быту. Простота, разумность и универсальность этих принципов создает ощущение, что воплотить их в жизнь также не составит труда. На деле же философия менеджмента качества оказывается чрезвычайно сложной – не в понимании, а в применении. К великому сожалению, в реальности, стремясь получить желаемое проще, быстрее и дешевле, чем позволяют обстоятельства и требует здравый смысл, мы скатываемся к применению совсем иных методов.

Ноябрь 2006

Генеральному директору:

Есть люди, которые не ставят перед собой никаких целей, живут одним днём, не думая о будущем. Таких людей, на мой взгляд, большинство. Некоторые из них мечтают о лучшей жизни, но ничего практически не предпринимают для реализации своей мечты. Они часто критикуют власть, начальство, жалуются на свою тяжёлую жизнь, завидуют успешным людям, их богатству и положению. Но когда их просят выполнить работу, требующую существенного напряжения ума и воли, они чаще ищут оправдания тому, почему это невозможно сделать, а при неудаче ищут виноватого среди других, не извлекая уроков из сделанных ошибок. Их поведение реактивно, они плывут по течению, механически реагируя на текущие события (авария, приказ, взбучка), которые непосредственно вмешиваются в их жизнь. Проактивность (очень важное понятие) отсутствует полностью. Учеба для них закончилась ещё в школе или в вузе (если удалось поприсутствовать). Их ничего уже не удивляет в жизни. Их информационные каналы настолько закупорены (стереотипами, штампами), что ничто новое уже не способно проникнуть в их слабеющий от отсутствия работы мозг. Любые изменения в окружающей среде они воспринимают в штыки, видя в этом лишь покушение на давно сложившийся и привычный им образ жизни. При этом заметим, что они недовольны своей жизнью, но менять ничего не хотят.

Из истории Лин-проекта, Ноябрь 2006

Письмо топ-менеджерам:

Наша большая проблема - разобщенность! Каждый видит себя опытным человеком, с "законченным" образованием (что мол дальше учиться незачем). Но у каждого в голове сформировались СВОИ стереотипы, т.е. разные, непонятные и недоступные другим. По Тарасову - разные "картины мира". Нам нужно (каждому) стать чуть более открытыми друг к другу. Не стремится сразу отрезать (закрыть дверцу) - "вы говорите прописные истины, зачем этот ликбез...", а постараться понять другого человека, что он хочет сказать. Нам нужно вместе сформировать общую и достаточно одинаково понимаемую модель желаемого будущего, грубо говоря, новый общий для всех «стереотип». Концепции и теории, которые я подкидываю, статьи, книги, рассуждения, могут быть (а могут и не быть) в качестве строительного материала для создания новой модели будущей реальности. Мы сходно должны понимать (интерпретировать) ключевые слова, с помощью которых общаемся. Это тоже не просто, нужна открытость. Не говорить - "да знаю я, не нужно повторяться". А что ты заешь то? Я вот не знаю то, что ты знаешь, поэтому хочу объяснить. Т.е. в общении должна быть надежная обратная связь.

Что наемный управленец продает компании-работодателю? Что он старается отобразить в своем резюме наиболее выпукло? Что является предметом купли-продажи?

Заочно - тщательно отшлифованный послужной список, выверенные фразы, несколько припудренные факты биографии, достижения, которым перо придало вящую монументальность. Все чинно и благопристойно.

Наглядная агитация. Кажется, что эти слова пропитаны духом еще не забытого прошлого, когда общая идеология кричала на нас лихими лозунгами с растяжек, плакатов и транспарантов. А между тем, наглядная агитация - это не только способ формирования идеологической основы социального строя, но и простой способ доходчиво донести важную информацию. Вспомним: «Разводить костер в лесу опасно!», «При пожаре звонить 01!», «Надевай каску в рабочей зоне!», «Мойте руки перед едой!», и т.п. Возможно, что подобные материалы более точно характеризуются термином «наглядная информация», однако подобное словосочетание как-то не прижилось, хотя жанр краткого и образного представления информации пользуется популярностью повсеместно. А какова роль наглядной агитации при внедрении бережливого производства? Можно ли ее использовать с пользой для дела или это способ оттолкнуть работников от понимания необходимости перемен?

В октябре 2006 года была сформирована первая межфункциональная процессная команда. Это был первый организационный опыт, на который решилось руководство компании. Сегодня могу смело сказать, что этот шаг был сделан в верном направлении и наш опыт может помочь сориентироваться тем, кто только приступает к освоению и внедрению бережливого производства.

 

Информация преподносится в форме диалога. Думаю, так будет проще воспринимать написанное. Если будут конкретные вопросы по данной теме, с удовольствием отвечу, можем подискутировать на форуме.

Недавно перечитывал некоторые выдержки из книги Таити Оно «Производственная система Тойоты» [1] и заметил одну деталь, которая раньше ускользала от моего взгляда. Как неоднократно упоминалось в форуме и сообщениях блогов, одна из важнейших проблем, определяющая успех внедрения бережливого производства - это вовлеченность высшего руководства. Однако в своей книге Таити Оно неоднократно подчеркивает тот факт, что начало преобразований и первые успехи производственной системы Тойоты (TPS) пришлись на то время, когда он был лишь начальником цеха. Именно в своем цеху ему удалось впервые доказать действенность основных принципов нового подхода к организации производства.

Мы живем в мире, где человек опущен до средства. Трудно обсуждать историю этой болезни человечества. Всё дело в разделении на «Я» и «не-я». Людям приходится защищаться и нападать. Существует масса способов и огромное количество литературы. От примитивной, до изощренной. Типа «Как продать себя», «Как завоевать друзей»... Сколько НИИ во всем мире этим занимаются, сколько умов посвятили этому жизни. Нас учат льстить, маскироваться, скрыто ненавидеть,... В мире денег это стало нормой. А когда деньги закрывают Свет (высшую разумность), эти методы и средства пропитывают нас насквозь. В результате, мы ничего другого не знаем и считаем мир таким, каким нам его преподносят в этом огромном рекламном клипе под названием «цивилизованная жизнь».

В воскресенье с женой в парке гуляли - выбрались в кои-то веки, чудом вырвались из круговерти работашколадетскийсадмагазиндом. Ужас тихий. Весь в парк в обертках и бутылках, содержимое которых сограждане за зиму скушали и выпили (бутылки, естественно, пластиковые, стеклянных нет - бабульки уже прошлись на бреющем полете). Органические отходы собачьего производства, встречающиеся на каждом шагу, явно превышают все мыслимые ПДК (по-моему, собаководы - это вообще отдельная ветвь эволюции).