Статьи

Во времена существования Советского Союза, на его огромной территории сотни научно-исследовательских институтов занимались вопросами усовершенствования существующих технологий в производстве, способствовали своими достижениями развитию научно-технического процесса в промыш­ленности, и не только. Однако следует отметить и огромную роль в этом изобретателей-рационализаторов разного уровня, от простых работников до директоров заводов и фабрик.

 

«Как избавиться от лишних людей, а остальных заставить работать в поте лица?» – ответ на этот вопрос отечественный бизнес ищет на протяжении всей новейшей истории. Экономический кризис лишь подтвердил первостепенность этого вопроса, вынудив многих руководителей форсировать его решение – увы, традиционными методами, «вынув шашку». Откуда берутся «лишние люди»? Почему эту «воду» так тяжело выжать из полотенца отечественной промышленности? Почему «лишних» не выдавливает даже сдельная система, в условиях которой целые смены и даже отдельные рабочие, по идее, должны конкурировать друг с другом за объем работ? На чьей стороне в этой борьбе находятся начальники подразделений? Наконец, как подступиться к этой проблеме?

 

Сама идея регулярного проведения ППР и ТО (технического обслуживания) оборудования, полностью соответствует идеологии менеджмента качества и здравому смыслу: болезнь проще и дешевле предупредить, чем лечить. Увы, на этом соответствия, как правило, заканчиваются, и причина, как всегда, проста: не работает «двигатель» СМК – цикл PDCA. На практике нашего терпения хватает максимум на PD, а подчас и вовсе только на D. Обратимся к первой фазе цикла – планированию. Ее конечным результатом и материальным воплощением является план-график ППР и ТО. Значение этого документа трудно переоценить. Это как раз один из тех случаев, о которых говорят: «грамотная постановка задачи – половина ее решения».

Приятно, когда вдруг, среди рутинной работы возникает необходимость съездить в командировку за рубеж, а тем более не куда нибудь, а на завод одного из лидеров мирового мото-прома.

DUCATI - старейшая компания по производству мотоциклов. В мире МОТО - эта марка, пожалуй, сродни PORSCHE в мире АВТО. Мотоциклы премиум-класса, мотоциклы чемпионов, мотоциклы в которых в наибольшей степени применяются передовые инновационные решения, прошедшие испытания на гоночных трассах - все это выпускается в производственных цехах DUCATI.

Недавно вернулся из байдарочного похода. Это традиционное ежегодное мероприятие, которое мы организуем совместно с друзьями. Журчание воды, пение птиц, прекрасные лесные пейзажи, а главное полная смена обстановки - что еще требуется для хорошего отдыха! Конечно мы получили массу впечатлений, несмотря на то, что маршрут, по которому мы шли, называют семейной рекой. Здесь нет ни порогов, ни прочих опасностей. Небольшая, спокойная река Пра, протекающая по заповедным местам Рязанской области, не прельстит любителя острых ощущений. Напротив, иногда кажется, что здесь буквально все пропитано покоем и негой, которых так не хватает внутри городской черты.

Эту фразу мне недавно сказал один мой коллега (на предприятии, производство которого я в настоящее время готовлю к аудиту по СМК). Многие ушли еще до кризиса - по причинам, уже неоднократно обсуждавшимся на страницах портала: ощущение невостребованности, разрыв между сложностью, напряженностью труда и получаемой отдачей, тяжелый моральный климат... Очередной раз приходится констатировать факт, что все эти явления обусловлены тем, что смысл слов «управлять компанией» и в докризисное-то время оставался загадкой для современных российских топ-менеджеров, а уж сейчас...

В эпоху общенациональной «оптимизации численности», пожалуй, самое большое непонимание (лично у меня) вызывает маниакальное стремление вырезать под корень технический персонал - слесарей, электриков, КИПовцев, АСУшников (они же ничего не производят!). Все это подается под тем соусом, что, мол, обслуживать технику не так уж и сложно, поэтому в трудные времена эту задачу вполне может взять на себя производственный персонал. Казалось бы, частичная загрузка производства, обусловленная снижением объема заказов,- прекрасный шанс обслужить и подлатать оборудование, которое до сих пор годами просто «убивали», выжимая максимум и экономя на запчастях.

Лет десять назад мне пришлось объяснять программистам (разработчикам информационной системы) суть и методы бухгалтерского учета. Я заметил, что люди, далекие от бухгалтерии, с большим трудом воспринимают бухгалтерскую терминологию. Пришла мысль объяснить суть учёта в других терминах. В результате, родилась энергетическая модель бизнес компании.

Будем рассматривать деньги или финансы как некую экономическую энергию. Компания (организация) или бизнес представляет собой систему. Система взаимодействует с окружающей средой и обменивается с ней энергией. В связи с этим, можно рассмотреть энергетику бизнеса.

В файловом архиве портала недавно появилась презентация по системе рациональной организации рабочего окружения - 5S. Скачать ее можно по следующей ссылке: «Презентация по 5S». Как и все гениальное, сама по себе система 5S достаточно проста. Сортируй, соблюдай порядок, содержи в чистоте, систематизируй, совершенствуй. Чего уж проще! Однако практические попытки следовать этим принципам в условиях реального производства, успешны далеко не всегда.

Иной посетитель портала LeanZone.ru, начитавшись наших исполненных критики опусов, уже готов воскликнуть: «Ребята, хватит мне рассказывать, какая везде ж...! Довольно вещать по наш менталитет, горе-руководителей, борьбу добра со злом. Если вы такие умные, посоветуйте: что можно предпринять по теме бережливого производства даже в нашей тяжелейшей ситуации?»