Новости

Вадим Лапидус и Клаес Берлин о менеджменте и большом качестве

Книга очень крутая, и я бы даже сказал, ошеломляющая. Но это не повод писать ей пустые дифирамбы. Нужно разложить все по полочкам.

 

https://denis-demakhin.livejournal.com/85078.html

Эдуард Кондратьев

Эдуард Кондратьев: «Мне, как ученому, очень стыдно»

В кабинете рабочей группы на фоне рабочей карты текущего состояния

О реализации нацпроекта в Алтайском крае — скепсиса поубавилось

Евгения Буглакова

 

Евгения Буглакова: «Сегодня с производственниками говорили о производительности и о кайдзен»

Перечитываю эту книгу не первый раз и каждый раз воспринимаю ее по-другому.  При первом прочтении многое было непонятно, хотя было твердое убеждение, что это особенная книга, приблизительно была понятна идея, но ясности достичь не удавалось. Все слова понятны и общая идея приблизительно понятна, а вот ясность отсутствовала,  как на картине импрессиониста – все зыбко, хотя общие контуры угадываются.

 

Часть вторая, глава 8

Автор рассказывает о техническом обслуживании машины. Для того, чтобы найти неисправность в наиболее важных деталях, необходимы высокоточные инструменты. Отклонение в размерах таких деталях в несколько тысячных дюйма и двигатель разрушается, а если размеры правильные, то «ты летишь по местности с силой, которую можно назвать магической».

Два разных видения мотоцикла: мотоцикл как совокупность деталей разной формы и мотоцикл как совокупность идей (концепций). В системном мышлении эти два взгляда называются функция и конструкция. Если вы способны видеть только конструкцию, то у вас нет системного мышления.

 

Когда мотоцикл разделяется на составные части (неважно как конструкцию или как функцию), в то же самое время, создается структура мотоцикла. Эта иерархическая структура универсальна – весь мир устроен иерархически. Существует много других структур – например, построенных на основе причинно-следственной связи. Эти структуры взаимосвязаны и эти связи так сложны, что разобраться в них невозможно. Общим названием этих взаимосвязанных структур является система.

 

«Также будет правильным говорить об определённых правительственных и

государственных институтах как о “системе”, ибо эти организации основаны на таких же структурных концептуальных отношениях, как и мотоцикл. Они сохраняют структурные отношения даже тогда, когда утрачивают весь смысл и назначение. Люди приходят на завод и выполняют совершенно бессмысленные задания с восьми до пяти, не задаваясь вопросами, ибо структура требует этого таким образом. Нет никакого злодея, “плохого человека”, который хотел бы, чтобы они жили такой бессмысленной жизнью, просто структура, система требует этого, и никто не хочет брать на себя чудовищную задачу изменения этой структуры просто потому, что она бессмысленна.

Но разрушить завод, бунтовать против правительства или уклоняться от ремонта

мотоцикла только потому, что они представляют собой систему — значит браться за

следствия, а не причины. А раз вы взялись только за следствия, то никакие перемены

невозможны. Настоящая, подлинная система представляет собой нынешнюю конструкцию системного мышления, саму рациональность, и если разрушить завод, а оставить рациональность, которая создала его, то тогда эта рациональность просто создаст новый завод. Если революция уничтожит систематическое правительство, но сохранятся в неприкосновенности систематические образы мышления, создавшие это правительство, то они повторятся в последующем правительстве. О системе так много говорят, но так мало её понимают.

Вот и всё, что представляет собой мотоцикл: систему концепций, воплощённую в

металле. В нём нет такой детали, нет такой формы, которая не родилась бы сначала в чьём-либо мозгу… сюда входит и клапан номер три. И ещё. Пусть оно так и будет… Я также заметил, что люди, никогда не работавшие с металлом, с трудом понимают, что мотоцикл — прежде всего явление умственное. Они ассоциируют железо с данными формами: трубами, стержнями, перекладинами, инструментами, деталями, которые закреплены и нерушимы, и думают о них преимущественно в физическом плане. А человек, занимающийся механической обработкой металла, литьём, ковкой или сваркой, видит “железо” безо всякой формы. Металл может принимать любую форму, если вам это нужно и вы достаточно квалифицированы, и любую форму, кроме той, что нужна, если вы неквалифицированны. Форма, как у этого клапана, — то, чего вы добились, то, что вы дали металлу. Металл не имеет другой формы, кроме как засохшей грязи вот тут на моторе. Все эти формы — порождения чьего-то ума. Вот это-то и важно понять. Сталь? Да чёрт побери, даже и она порождение чьего-то ума. В природе не бывает стали. Любой даже в бронзовом веке мог вам сказать это. В природе лишь существует потенциал для создания стали. И ничего другого. А что такое “потенциал”? То, что опять же таится в чьём-то уме!.. Призраки.»

 

Вот еще одна точка зрения на вопрос – существуют ли системы в реальности!

https://denis-demakhin.livejournal.com/84623.html

Организация рабочего места по системе 5С в офисе — примеры было/стало