Бережливое производство

В развитии поднятой темы про информационные ресурсы, хочу поделиться конкретным примером внедрения электронного файла по учету простоев производственной линии.

Потребность ведения файла учета простоев возникла после запуска на предприятии новой производственной автоматизированной линии. Современное оборудование, большие инвестиции, новые требования руководства, все это определило начало пересмотра старых подходов организации, в том числе и ведение производственного учета.

Иногда, в процессе попыток решить системные проблемы на предприятии мы сталкиваемся с невероятными трудностями и хотим найти помощь, совет, опору на опыт решения аналогичных проблем. Хорошо если появляется человек, готовый вместе с тобой размышлять, вникать, общаться на неформальном уровне. За это огромное спасибо Денису - ведущему сотруднику известной консалтинговой компании. Но не все так просто. Об этом прочитайте, коллеги. Мне показалось, что подобные проблемы существуют на многих предприятиях и что вопросы, идеи, мысли, которые возникали в нашем с Денисом диалоге, могут быть полезны Вам - тем, кто не уходит от прямых вопросов, кто готов смотреть в корень проблем и не сдаваться. Внимательного Вам чтения. С нетерпением жду первых откликов.

Текст статьи полностью повторяет аудиозапись "Выступление Владимира Шубина на конференции "Конкурентоспособная Россия", апрель 2006 г.", выложенную в разделе "Аудио-материалы" файлового хранилища портала.

Добрый день. Я вообще собираюсь сказать несколько банальных истин, при этом также хочу, чтобы эти банальные истины вызвали у вас некоторый отклик. Я имею в виду, побудили вас в принятии каких-то решений, открыли новые возможности. Казалось бы, какие банальные истины могут открыть новые возможности? Вам, кстати, приходится регулярно иметь с этим дело, как руководителям, да и вообще, как людям. Вам приходится, так или иначе, вызывать отклик у своих сотрудников. Вы хотите, чтобы они «летали». Вам приходится вызывать отклик у своих детей и жен, вы хотите, чтобы они были счастливы, росли, добивались многого. Так или иначе, ничего кроме банальных истин у вас в запасе особо нет, поскольку постольку человечество все знает. И вопрос, в каком-то смысле не в том, чтобы придумать что-то новенькое, а вопрос в том, чтобы соединиться с тем, что мы уже давно знаем, и, что, так или иначе, работает.

Хотим обратить внимание наших читателей на очередную инициативу наших партнеров - блога о бережливом производстве и бережном управлении - LeanInfo.ru. На этот раз наши коллеги предложили использовать сервис GoogleMaps для того, чтобы отразить географическую структуру бережливого производства в России.

Предприятие «Инструм-Рэнд» находится в городке Павлово, Нижегородской области (70 тысяч человек). Мы, в составе группы из 20 человек, приехали туда где-то в 11 утра, 7 декабря 2007 года. На проходной всю группу пропустили на предприятие не спросив паспортов и фамилий. Мы поднялись где-то на 5 этаж в конференц-зал. Зал был занят, там что-то обсуждали. Нас встретил добродушный пожилой человек, улыбнувшись, попросил подождать. Народ наш пошел по коридору. Двери и отчасти стены были прозрачными, видно было, что происходит в рабочих помещениях офиса. Всё чистенько, народу немного. На стенах в коридоре висит большой стенд с информацией о предприятии: диаграммы Парето с анализом причин дефектов, цели на месяц, положения и т.д.

Перед многими участниками проекта встал вопрос «Зачем всё это нужно, с какой целью?». Соперничество между отделами (а в отдельных случаях вражду) было видно невооруженным взглядом. Нужна была объединяющая цель, перспектива, образ будущего, стратегия. Не менее острым был вопрос «мотивации» для РГ. Добровольцев и энтузиастов было мало. Большинство из РГ ждали понимания того, как за всё это будут платить. Рабочие же стоят совсем особняком. Их можно увидеть на обеде в столовой, на рабочих местах (кто ходит туда). Но их никто никогда не собирает в конференц-зале, не обучает, не выслушивает… Большинство легко понимает необходимость отраслевого и узкопрофессионального обучения, при этом у многих существует внутреннее непонимание и соответствующее нежелание учиться более общим методам и инструментам: как устранять потери, как решать проблемы, как повысить качество, как улучшить взаимодействие, как обучаться. И еще меньше понимания того, что нужно учиться иному мышлению, менять принципы, культуру, себя. Для многих это просто общие слова и трата времени.

Основу данной публикации составляет адаптированный перевод статьи «Common Lean Questions», опубликованной на сайте Lean Enterprise Institute. В статье приведены ответы на общие вопросы, которые рано или поздно возникают у руководителей и специалистов, пытающихся понять значение бережливого производства как средства повышения эффективности бизнес-процессов. Перевод оригинального текста публикации дополнен ссылками на материалы, опубликованные на портале LeanZone.ru, которые более подробно раскрывают тот или иной вопрос.