Заключительная часть справочника по социал-дарвинизму (начало, продолжение).

 

6.  Луч света в вымышленном царстве, или Бизнес-айкидо

 

Вот в таком мире, друзья, сидим мы и, по-детски хлопая глазами, взираем на гуманистическую доктрину доктора Деминга. Однако, сентенции типа «Выживание – дело добровольное» уже трогают все меньше...

«Вы не обязаны совершенствоваться…». Вы не замечали – эта исключительно остроумная и изящная формулировка словно программирует наше сознание на благополучный непротиворечивый сценарий, согласно которому все искренне желающие совершенствоваться, на радость потребителю и прочим многочисленным участникам процесса честно соревнуются во внедрении инноваций, применении передовых технологий, улучшении организации труда, повышении качества продукции и – главное – в отношении к персоналу как главной ценности компании. Долго ли, коротко ли, за счет всех этих благородных устремлений, добросовестной конкуренции и, ясен пень, на основе «баланса интересов» успешно сосуществуют и рубят бабки на этой голубой планете. А если кто и загнулся – так это кто-то далекий, абстрактный и чрезвычайно упертый (ну, тупо не желающий улучшаться). Поэтому не страшно и не жалко.

«Выживание – дело добровольное…». Не оставляет ощущение, что и Деминг, и Голдратт, и многие другие сказали нам только часть правды. А это, как известно, лучший способ солгать.

По каким-то причинам отцы-основатели изобразили конкуренцию такой, какой хотели бы ее видеть. С одной стороны, они аккуратно обходили проблему внутрифирменной конкуренции, внутренней борьбы (клановость, личная вражда, интриги, манипуляции), с другой – на макроуровне – не хотели видеть никакой конкуренции, кроме добросовестной.

Реальность же, которую мы видим вокруг с понедельника по пятницу, отличается от написанного ими радикальным образом. (Качество модели определяется ее прогностической силой, да? Хе-хе…) Как уже отмечалось выше, в реальном мире «честные» методы, мягко говоря, не единственные, не самые популярные и далеко не самые эффективные пути обретения конкурентных преимуществ.

В рамках концепции социал-дарвинизма для победы необходимо исключить из личного свода правил как можно больше ментальных и нравственных ограничений – совесть, порядочность, сострадание – которые, по странному стечению обстоятельств, принято относить к лучшим человеческим качествам. Конечная цель – устранить правила совсем. Но только для себя. Остальных надо связать правилами как можно сильнее: это позволит, не доводя дело до затратного открытого противостояния, выключить из конкурентной борьбы всяких лузеров… Как в анекдоте про матерого кадровика, не глядя отправляющего кипу резюме в мусорную корзину: «Неудачники нам не нужны!».

При своем колоссальном опыте и интеллекте Деминг и Голдратт не могли не видеть, что происходит, и не понимать, чем все это закончится.

Так бывает. Морихей Уэсиба, изучивший от корки до корки несколько школ одного из самых эффективных (именно в прикладном смысле!) боевых искусств планеты – дзю-дзюцу (устар. джиу-джитсу), включая работу со всеми традиционными видами оружия, и получивший редкую степень мастерства «Сдал всё», создал в итоге безумно красивое, но сугубо рафинированное единоборство – айкидо. Реально жесткую боевую биомеханику самураев, оттачивавшуюся на практике столетиями, он «усовершенствовал» до такой степени, что срабатывает она только в том случае, если оппонент позволяет себя огорчить.

Деминг создал столь же рафинированное «бизнес-айкидо».

Да дай Бог ему здоровья, Демингу-то. Ведь главный косяк не в том, что мы относимся с уважением к гуманизму Деминга, а в том, что продолжаем делать вид, что в нашем грязном мире наиболее правильные и эффективные методы – чистые. А ведь глядя на нас, многие неискушенные будут верить в то, что бизнес «дышит» (ну просто обязан «дышать» – ведь так же правильно!) белыми правилами. И тем проще их будет одурачить и эксплуатировать.

Никто не вызывает такой брезгливой жалости, как идейные, убежденные, «пожизненные» коммунисты, или, скажем, либералы. Что еще можно сказать о людях, которые по скудоумию ставят средство, инструмент выше цели? Цель-то – не коммунизм построить, а получить сильную в социально-экономическом и военно-политическом плане страну. Сегодня и в будущем. Это – стратегия. И в рамках ее реализации социально-политический строй вполне может меняться – сообразно конкретным тактическим целям, которые стоят на данном историческом отрезке времени. То же самое и на уровне организаций.

Это я к тому, чтобы читатель, склонный к упрощениям (гуманизм – это всегда хорошо; социал-дарвинизм – это всегда плохо), уловил главное: каждая доктрина хороша не надписями на флагах и транспарантах, а той конкретной пользой, которую она может принести в смысле продвижения к стратегической цели. А для этого она должна прежде всего опираться на трезвую оценку ситуации, на адекватную модель реальности. А если этой опоры нет, если она исходит из благородных, светлых, но – ложных посылок, то возвышенные лозунги на флагах никогда не оправдают губительных последствий.

Деминг написал инструкцию, как вести себя в зоопарке, а мы уже давно живем в «зверинце с открытыми клетками»1. Не истек ли срок годности этой инструкции?

 

7.  «Михаил, коса отстегивается»,

или Невыносимая двойственность бытия

 

Как показывает исторический опыт, жизненный цикл любой светлой идеи состоит из 4 фаз. Первая – латентная: «созревание» идеи, формирование социального запроса на нее. Вторая – рождение: она кристаллизуется в головах избранных, провозглашается и живет, поддерживаемая усилиями фанатов, идейных борцов. Третья – идею берут в оборот дельцы, и как только это происходит, лишь вопросом времени становится четвертая: выпотрошенная, выхолощенная идея, некогда бывшая светлой, а ныне изнасилованная, оплеванная и облитая желчью народной ненависти, отправляется в чулан – в режим гибернации.

«Всякую революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики, а ее плодами пользуются негодяи»…

Неожиданная, яркая, свежая идея – отличная возможность перевести борьбу в новую плоскость, еще не освоенную конкурентами, выскользнуть в конкурентную нишу.

Таким образом, поддержка светлой идеи на третьей фазе ее жизненного цикла – преступление перед обществом. Все эти наши разглагольствования о цивилизованном бизнесе – только помощь тем, кто играет не по правилам. Мы – сказочники нового дня, подельники Деминга. Не войдем ли мы в историю, как «слепые, ведущие слепых»? Как простаки, помогавшие оболванивать простаков? Как пособники буржуинов, которые продолжают эксплуатировать нас – теперь уже с помощью идей Деминга? Как подмастерья людоедов, которые продолжают пожирать нас – теперь уже приготавливая с помощью рецептов из поваренной книги «Новая экономика»?

Несмотря на всю искренность наших устремлений, не пускаем ли мы страждущих по ложному следу? Не является ли наследие Деминга ложным гуманизмом вымышленного мира, который, напротив, обезоруживает перед страстями мира реального?

Не покидает, не отпускает острое ощущение двойственности бытия. Мы словно играем две разные роли, существуем в двух разных измерениях, живем двумя жизнями. И особенно совестно за то, что переключаемся мы между этими двумя реальностями на ходу, непринужденно – профессионально.

Первая жизнь подобна заказному спектаклю. В искусственных декорациях мы по доброй воле играем в искусственную жизнь.

На авансцене – муляж государства, в котором царит обещанная стабильность: бюджет всегда согласован, ВВП растет на 3% в год, инфляция не превышает 8%, а «всенародно избранного» поддерживают 142% избирателей. Из года в год лучший актер – Сергей Безруков, лучший певец – Стас Михайлов, в каждом глянцевом журнале – фото эксгумированной примадонны. В этой жизни ныряют за амфорами, летают со стерхами и ведут корюшку на нерест. Педерасты, педофилы, часы патриарха и позвоночник Плющенко вызывают у общественности большее оживление, чем макроэкономический тупик и диверсионно-подрывная деятельность правительства. Эта реальность населена сказочниками чуровыми, придворными шутами жириновскими и поп-комиками чаплиными.

В этой жизни мы эксплуатируем светлые идеи и популистские лозунги, взывающие к совести, давящие на жалость или просто паразитирующие на чужом невежестве и тупости. Здесь обсуждаются правила цивилизованного бизнеса, гуманистические доктрины управления и инструменты повышения операционной эффективности предприятий. Здесь проводятся оживленные конференции и представительные саммиты, даются авторские семинары, печатаются яркие статьи, приводятся убедительные примеры. Здесь в цене показные успехи и притянутые за уши факты. Здесь впариваются тэкуэмы-пятьэсы-шестьсигмы-кайзены, и обещается щщастье. Здесь звучат лицемерные призывы считать персонал главной ценностью компании и декларируются «ряженые» интересы с целью достижения их «баланса».

Нафталиновой фальшью несет за версту от этого действа, но законы жанра незыблемы, и мы все в обойме.

Вторая жизнь – настоящая, но скрытая, протекающая в закулисье. В ней нет показного сотрясания воздуха, красного кумача и пустых угроз. Там день и ночь идет молчаливая, и от этого еще более страшная, реальная борьба на уничтожение. Там не достают нож, если не собираются убивать. От посвящения в истинные интересы «конечных бенефициаров» и «стейкхолдеров» там можно в одночасье и навсегда потерять сон и веру в человечество. Там реализуются стратегии, которые не в состоянии не то что осмыслить – просто вместить голова простого смертного. Там головоломные многоходовки, приводящие в восторг интеллект, но погружающие в глубокую скорбь сердце. Там проворачиваются аферы планетарного масштаба, организуются теракты против своих же соотечественников, а вчерашние национальные лидеры забиваются толпой насмерть в уличной пыли. Там прокуроры крышуют игорный бизнес, фээсбешники – наркотраффик, а вконец оборзевшие менты и пьяные попы на гелендвагенах сбивают насмерть людей на пешеходных переходах. И все это – безнаказанно, потому что правила этот народец всегда придумывал для других. Там щелканье клыков одних и зубовный скрежет других. Там пахнет адреналином победителей и кровью и мочой побежденных. Социал-дарвинизм ощерился наглым хищным оскалом и пялится глазами мертвой рыбы. И в этих глазах – «ничего личного, только бизнес».

В этой второй жизни каждый ее участник отдает себе трезвый отчет в том, что никакой «баланс интересов» невозможен в мире, где никто никому не верит. А если даже этот «баланс интересов» (между наперсточниками) и будет выглядеть удобоваримо, то это будет акт той, первой жизни.

Теперь о главном.

Когда нам что-то нужно от людей, или друг от друга, мы надеваем приличные костюмы и говорим правильные слова. Мы выходим на сцену – задвинуть лозунги, рассказать про гуманизм и цивилизованный бизнес, заявить о своих «истинных» намерениях, провести «честный и открытый» диалог, поговорить «по душам» с рабочими, рассказать об успешном внедрении бережливого производства или вынести мозг со всех экранов о повышении пенсий на 200 рублей. «Отработав номер», мы возвращаемся за кулисы, к реальным целям и делам, к манипуляциям и комбинациям, к боям без правил и победам любой ценой. И запросто так ходим туда-сюда, словно через дверь без замка…

В первой жизни – тягомотные совещания, на которых только попробуй скажи слово о истинных причинах реальных проблем, во второй – сырая правда-матка в курилках. В первой – одобрямс и тимбилдинги, во второй – внутрифирменная конкуренция, интриги, подставы, удары в спину, под дых, по почкам, по яйцам; присваивание чужих результатов, «толкни ближнего, на…ри на нижнего». В первой жизни – десятилетия сознательно выкорчевывшееся и чудесным образом вдруг, внезапно для всех востребованное ощущение Великой Родины (Русской Родины!), небывалый патриотический подъем и (особенно неожиданное) чувство гордости за своего президента, наконец, назвавшего вещи своими именами («перешли черту», «нагнули всех»).

А во второй жизни – вот это? Или даже это?

Грустно улыбаюсь всякий раз, когда слышу мнение очередного умника – мол, народ у нас неглупый, он разберется! Да, неглупый – насчет купить мороженного минтая подешевле или накатать жалобу в трудовую инспекцию. Но в играх «понимающих больше» это безнадежное «пушечное мясо».

А еще до глубины души поражают люди, искренне считающие, что «в политику должны идти честные и порядочные». На таких даже нельзя обижаться. Господь сжалился над ними и ограничил их способность видеть, думать и делать выводы. Им чудом посчастливилось прожить свою жизнь в каком-то оранжерейном мире. Они просто не в состоянии уяснить, что в политике (любого уровня и масштаба) выбор состоит не в том, чтобы «быть честным, порядочным и открытым» или «быть хитрым, коварным и беспринципным». Выбор – «быть хитрым…» или быть мертвым. «Святые простаки» (в современном мире уже больше похожие на мудаков), голосующие за «честность и открытость» – это слабоумные самоубийцы. 

Не так давно в эфире «Главрадио» (радиостанция Маяк) слышал замечательную историю. Как-то раз Михаил Леонтьев в частном порядке беседовал с Юлией Тимошенко и, обратив внимание на ее знаменитую косу, спросил, мол, стоит ли так грубо эксплуатировать тему «вышли мы все из народа»? Тимошенко посмотрела на него долгим взглядом, как на больного ребенка, и совершенно серьезно ответила: «Михаил, коса отстегивается».

Мы сами создали этот мир.

И в этой связи, может быть, настоящий гуманизм (и наша миссия) в том, чтобы раскрывать людям технологии манипуляций «человеческим ресурсом», дабы не были они беспомощными перед лицом манипуляторов? Раскрывать схемы, раскладывать комбинации, объяснять ходы, «разыскивать интересы тех или иных классов» – одним словом, приоткрывать завесу дьявольского спектакля?

Ибо с осознающего спрос. Куда мы будем девать глаза, когда в очередной раз скажут им, «понимающим меньше» – только теперь уже кивая на нас – как говорили несчастному жестянщику Кулешу из шмелевского «Солнца мертвых»:

 

«Старый Кулеш… глупый Кулеш, разинутым ртом ловивший неведомое тебе «усенародное право»! Обернули тебя хваткие ловкачи, швырнули… Не одного тебя обманули громкие слова лжи и лести. Миллионы таких обмануты, и миллионы еще обманут… А ведь ты не дурак, Кулеш! […] Кричали тебе хваткие ловкачи:

– Завалим трудящихся хлебом! […]

Закрыли тебе глаза – на кровь, крепко забили уши. И орал ты весело, как мальчишка:

– Ай да наши! родная власть! […]

Теперь жутко лицо твое. Нет, ты не дурак, Кулеш… Ты – простак. »

 

июнь 2013 – март 2014, урывками.

 


1 В свое время ссылку на эту статью на Линзоне давал Евгений Ксенчук.

Комментарии   

#21 Ксенчук Евгений 15.04.2014 14:03
Альт, спасибо за все три цитаты. Хорошее пополнение моего цитатника.

Насчет капусты - не все так однозначно. Скорее, двузначно.

Я в моих духовных исканиях пришел к такой конструкции.

Есть личная, внутренняя, скрытая жизнь. Жизнь с самим собой. С собой целым – включая и физическое тело, и душу. И в этой жизни я покоюсь на основаниях, на модели мира и человека, которые содержатся в дзен-буддизме, описываются в трудах Ошо и Кастанеды. И в этом мире я «выращиваю капусту». И в этом мире «Все фигня, кроме пчел. Впрочем, пчелы – тоже фигня».

И есть жизнь в социуме. Жена, дети, родители, родственники, друзья, работа, хобби, связи, отношения, ответственность , ценности, этика, коллеги, страна, политика, мир. Эту жизнь легко определить одним словом: ИГРА. Но игра всерьез. Но игра. Путь с сердцем в терминологии Дона Хуана: «Путь с сердцем – это путь, по которому легко идти. Но идти по нему надо изо всех сил».

Ну, и мостик, соединяющий две жизни: любовь.

«Любовь к любимому есть нежность ко всем вблизи и вдалеке. Пульсировала бесконечность в груди, в запястье и в виске» (Белла Ахмадулина)
#22 Альтер Эгович 15.04.2014 16:30
Итак, стоит только человеку выйти за пределы своего внутреннего "я", как начинается ИГРА. Ровно это я и имел в виду, когда писал про две жизни...

На закуску, Евгений, в ваш личный цитатник:

"Русский человек наедине с самим собой лучше, чем на людях".
#23 Юрий Рыбалка 16.04.2014 20:35
Цитирую Альтер Эгович:
Итак, стоит только человеку выйти за пределы своего внутреннего "я", как начинается ИГРА. Ровно это я и имел в виду, когда писал про две жизни...


Ну да, ну да... "Вся наша жизнь - игра"... кто бы сомневался.

Разве можно всерьез переживать из-за игры, пусть и нечестной?

И разве есть более короткий путь стать конченой сволочью, научившись не переживать из-за нечестной игры?

Я все чаще вспоминаю...не помню я, чьи это слова, хоть убей... но тем не менее:

"Всякий раз, когда тебя начинают заботить судьбы мира, оглянись вокруг и посмотри - все ли хорошо у ТВОИХ близких? Всем ли хватает ТВОЕЙ любви?"
+1 #24 Альтер Эгович 17.04.2014 09:10
...т.е. как себя чувствует капуста на твоем огороде? :-)

Есть и другой ракурс: "Любимая игра русской интеллигенции - отойти в сторону и посмотреть, чем все это закончится" (Никита Михалков).
#25 Дмитрий 17.04.2014 09:55
"Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя" (В.И.Ленин) Те, кто не хотят "играть", на самом деле "играют" и так. Просто они играют вполсилы, даже в четверть (или 1/8, 1/16 и т.д.) силы. Нет выбора играть или не играть. Можно лишь задать на каком уровне играть. Но чтобы побеждать в этой игре - надо играть в полную силу. И еще: есть не только страх все проиграть - но и страх победить.
#26 Альтер Эгович 17.04.2014 12:42
Респект.
#27 Юрий Рыбалка 20.04.2014 20:22
А цель все равно пускай оправдывает средства?

Кстати, так что все-таки цель? Победа в игре или собственно игра?
#28 Ксенчук Евгений 21.04.2014 13:42
Цитирую Юрий Рыбалка:
Кстати, так что все-таки цель? Победа в игре или собственно игра?

Юра, тут скорее не "или", а "и". С каким-то процентным соотношением того и другого. Как характеристика горных лыж "трасса-вне трассы", скажем, 70:30.
Или как у петуха: "не догоню-так хоть согреюсь".
Кастанеда по этому поводу пишет (не дословно, по памяти): "Все пути ведут в никуда. Но есть путь с сердцем. Это такой путь, по которому легко идти. Но идти по нему надо изо всех сил".
#29 Юрий Рыбалка 21.04.2014 18:20
Тогда все должно стать на места следующим образом: сильнее тот, кто способен играть и побеждать без грязных приемов. Он победил, даже если те, кто пользуются грязными приемами, думают что выиграли. Это все временно.

Где-то мы это уже проходили...сли шком напоминает евангельский сюжет с главным героем Иисусом.... Однако ж это замкнутый круг выходит, которому как минимум 2 тысячи лет (а реально много больше). Но мы же знаем, что замкнутых кругов в природе не бывает, они замыкаются искусственно и так же размыкаются. Так почему же в данном случае решение еще не найдено?
#30 Дмитрий Стукалов 21.04.2014 21:06
А ведь зацепил Эгович! Думаю, многих зацепил! Более чем уверен, что большинство прочитавших, по-меньшей мере, получили материализацию мыслей, запрятанных в уголки сознания. А может быть кто-то обрел более осязаемое воплощение того, что ранее было лишь смутным ощущением, догадкой.

Можно по разному относиться к работе Альтера, но отрицать ее системное воздействие на читателей думаю никто не будет! Цепляет, заставляет задуматься о "скрытых связях", безусловно влияет на отношение к рассматриваемом у предмету.

Мрачно, говорите? Безысходно? Да ладно вам! Хоть на костре не сожгут... Хотя Средневековье, оно и есть Средневековье, на каком бы уровне потребностей оно не повторялось. А очередной Ренессанс рано или поздно наступит! Если, конечно выживем. Шутка!
#31 Алексей Васильев 28.10.2015 10:20
Про всеобщий цирк и спектакль: http://www.apn-spb.ru/publications/article22541.htm. Особенно наглядно - про Макаревича с Песковым.