Печать
Категория: Бережливое производство

Материал представляет собой перевод заметки Мишеля Балле (Michael Ballé), опубликованной на сайте Lean Enterprise Institute, под названием "A Lean Leap of Faith"

Рассуждая недавно на тему "Что такое Lean" с группой руководителей малых и средних предприятий, доказывая, как я часто делаю, что Lean это не религия или идеология, а научное мышление применительно к бизнесу, я вдруг осознал, что в сердце Лин лежит одно коренное представление, которое требует веры при шаге в неизвестность от тех, кто не делал его никогда.

Как я говорю на Lean саммитах по всему миру и посещая компании, многие обсуждения о Lean крутятся вокруг лин инструментов, и как много их нужно под конкретную компанию. Я всегда чувствую, что это какое-то помешательство, так как цель Lean заключается в использовании инструментов для преобразования компании, а не для смены инструментов таким образом, чтобы компания осталась прежней. Можно завязнуть в дебатах вокруг лин философии о развитии людей через решение проблем. Опять же, трудно объяснить, что "философия" не совсем ухватывает это; Лин это практика, не философия. Однако коренное представление, которое никогда не обсуждается в оригинальном учении Тойоты является следующим: улучшайте безопасность, качество, гибкость (время от и до), производительность - и ваш бизнес будет процветать.

Сегодня никто даже не собирается оспаривать, что улучшение безопасности, качества, времени обработки, и производительности – это хорошие вещи для бизнеса, но большинство руководителей, с которыми я сталкивался, рассматривают их как маргинальные, как несущественное дополнение к более структурным вариантам, таким как стратегия, технология, инвестиции и так далее. И я понял, 1) Почему многие руководители делегируют Lean сотруднику, лидеру программ, который будет нанимать и обучать внутренних тренеров, чтобы выполнять проекты по улучшениям и 2) Почему руководители, которые преуспели с Lean все как один говорят "Lean и ЕСТЬ стратегия".

Дело здесь в том, что Lean базируется на краеугольном убеждении, что:

1. Вы должны энергично стремиться к повышению безопасности, качества, гибкости и производительности;

2. Вы делаете это путем вовлечения каждого сотрудника в решение проблем все время;

Предположение заключается в том, что если вы привлекаете каждого каждый день в улучшение этих четырех вещей, бизнес будет расти прибыльно, в основном, потому что вы будете коллективно учиться тому, как решать более сложные технические вопросы и придумывать более умные процессы.

Для того, чтобы достигнуть этой цели, Тойота изобрела ряд контринтуитивных способов, таких как остановись-на-дефекте, двигайся потоком, если можешь, в такт, и вытягивай, если не можешь. Кроме этого, TPS говорит - привлекайте операторов в улучшение их повседневной рабочей среды через овладение стандартами и малыми шагами кайдзен. Реализация этих практик без предварительного коренного предположения, однако, просто обречена на провал. Почему? Потому что люди не понимают и не доверяют преимуществам, которые вытекают из выявления проблем, и соответственно могут затем их решать.

Этот шаг веры, если вы сделаете, будет все легче и легче, поскольку он будет подкрепляться опытом и данными. Я принимал участие в бесчисленных лин инициативах, и каждый раз, когда руководители вовлекали своих работников или работниц в радикальное улучшение безопасности, качества, гибкости и производительности, заблуждения постепенно выявлялись и от них отказывались, так как новые двери были уже открыты и формировали то, что возможно, а что невозможно изменить.

Lean, на таком базовом уровне, не более чем жесткое сосредоточение на нескольких типичных проблемах / типовых решениях, которые постепенно шлифуя мастерство меняют характер бизнеса. Подумайте как Amazon учит мастерству интуитивного освоения интерфейса клиента / веб-интерфейса, или дисциплины, необходимой в его расширенной цепочки поставок в целях обеспечения быстрой доставки. Никакая философия здесь не участвует, только простое старомодное ноу-хау из многолетней практики.

Но я вижу, что для людей, которые никогда не испытывали Lean из первых рук, эта идея, о сосредоточении всех усилий на улучшении SQDC (Safety, Quality, Delivery, Costs),  и вовлечении всего персонала в решениe проблем звучит контринтуитивной, в лучшем случае, в худшем – притянутой за уши. Опять же, никто не спорит, что это хорошо в теории, маргинально ... поэтому, конечно, мы будем инвестировать маргинально в обучение / семинары, чтобы попытаться улучшить бизнес. Но, не удивительно, что если не атаковать улучшения с энергией и убежденностью, эти усилия ничего не дадут и, в конце концов, иссякнут.

Осознавая это, я могу лучше понять многие лин-дебаты. Мы только что завершили европейский Lean IT саммит здесь, в Париже, и большая часть его была о Lean vs Agile, Scrum, Extreme Programming (экстремальное программирование), и так далее. Великолепная книга Эрика Райса "Лин стартап" ("Lean Startup") содержит действительно потрясающие вещи, и вызывает новый раунд дискуссий по вопросу "Что такое Lean?" - в данном случае, что значит Lean для IT и предпринимателей? Аргументы трудно понять, потому что фундаментальные представления о Lean не совпадают.

Это понимание также дает мне новый способ получить свежий, ясный взгляд на лин-усилия, в которых я лично принимал участие. Теперь я спрашиваю: насколько твердо мы на самом деле стремимся улучшать безопасность, качество, гибкость и производительность? И действительно ли мы вовлекаем каждого, каждый день? Не удивительно, что во многих случаях мы обнаруживаем, что лин-инициативы, как правило, имеют тенденцию к бюрократизации и деятельности для галочки. Вместо того чтобы приносить результаты, мы блуждаем в хитросплетениях полноты Lean-системы. Постановка этих непростых вопросов является ключом к поддержанию лин-настроения живым, здоровым и вдохновляющим прежде всего.