Публикация является переводом заметки Хасана Салеха (Ghassan Saleh) под названием "A Total Shift in Mindset", опубликованной на сайте Lean Enterprise Institute.

Я – Лин-инженер в медицинском центре Мэйн Дженерал, в Аугусте, штат Мэйн.

В течение 17 лет  работал в публичном секторе исследований здоровья и здравоохранения, и последние девять лет – как лин специалист. С гордостью могу сказать, что был руководителем в 39 лин проектах и участником 150 кайдзен минипроектов (kaizen event), многие из которых привели к устойчивым улучшениям.

Совершенно ясно, что я увлечен мыслями о лин и лин-практикой, но также понятно, что это может быть трудным. Поэтому мне нравится возвращаться к ядру концепции.

Многие люди думают, что лин – это набор инструментов и пытаются использовать эти инструменты даже там, где нет необходимости их применять. Я всегда хочу сказать им в этом случае: “Если бы я дал вам те же самые инструменты, что использует механик, были бы вы в состоянии отремонтировать ваш автомобиль также, как сделает это он?” Конечно, нет. То есть, если лин не является набором инструментов, которые можно применить, где бы то ни было, то что это?

Как мы применяем лин в здравоохранении?

Из моего опыта, лин – это философия менеджмента, методология улучшения процессов, включая специфические техники и инструменты, набор принципов, и, самое важное, полное изменение мышления. Это метод, которым лидеры могут изменить направление мышления о постоянном улучшении. Это способ для практиков не отчаиваться, когда многое идет не так, как запланированно.

И это мы все обязаны постигнуть, независимо от того, являемся ли мы лидерами по старшинству или рабочие в траншеях. Лин – это напоминание, что 80% и более любых рабочих процессов и проблем исполнения являются в действительности проблемами системы и процессов, не человеческим фактором. Это сигнал – остановить обвинительные игры и начать смотреть на процессы и системы. Это путь, помощающий людям приходить на работу и спрашивать себя: “Как я могу сделать мир вокруг лучше”? Если мы мыслим лин, проблемы - не есть плохо;  а это возможность для улучшений.

Лин – труден, потому что он не такой, как большинство из нас привыкли думать. Как часто вы слышите указание: “думайте нестандартно, выйдите за пределы ящика” (“think outside the box”)? Лин говорит нам - двигайтесь внутрь ящика, а не от него, и загляните в него. Как лин-мыслители, мы разделяем ящик на части и шаги, используя инструменты карт процессов, идентифицируем деятельность приносящую ценность и не приносящую ценность, рассчитываем время не приносящее ценность, создаем поток, внедряем систему вытягивания, и затем мы стремимся к совершенству, используя PDCA.

Итак, если вы новичок в лин и только начинаете, вот несколько пунктов для памятки:

1) Лин – совершенно новый способ мышления о непрерывном улучшении, создании, инновациях, а НЕ дополнение к существующему способу рассуждений. Если вы считаете что лин, это дополнительный подход к другим подходам, (т.е. отношения с людьми, Tэйлор-изм), то придете в конце концов к слишком большому числу подходов. Что мы действительно хотим – это чтобы лин-мышление заменило все другие, устаревшие модели менеджмента.

 

2) Невозможно заменить старый способ мышления новым (лин) сразу же. Всегда есть промежуточный этап между старым и новым. Когда мы достигаем верхней точки между ними, нам необходимо продолжать делать то, что мы делаем, пока мы не убедимся, что лин-практика и принципы полностью на месте.

К примеру, Коммуникации. В идеальной лин окружающей среде коммуникации между одной частью организации и другой жестко связаны в процессы большей системы (т.е. канбаны, андоны, информационные доски, показатели и пр.) Лин говорит, что проблемы в коммуникации являются результатом плохо спроектированной системы, а не причиной. Хорошая система встраивает коммуникационный процесс внутрь рабочего процесса. Основная мысль – мы никогда не должны думать о том, что кто-то подаст нам информацию. Хорошие процессы должны удовлетворять все информационные потребности, а визуальный менеджмент – поддерживать все эти процессы. Но так как лин – это новый способ мышления и ведения бизнеса, то нам зачастую необходимо рассматривать вопросы коммуникации с многочисленных точек зрения. Мы должны связывать, связывать, связывать пока не поймем, что всей  необходимой информацией, которой мы должны были обменяться, - обменялись.   

 

3) Лин – это о том, чтобы пробовать делать что-то новое, поэтому не бойтесь оступиться! Основной акцент – на познавании, делая. Большинство из нас хороши в генерации идей (brainstorming), но не так хороши в “пробовать делать” (“try-storming”). Мы должны иметь инстинкт пробовать новые способы выполнения работы. Чем больше мы будем делать циклов PDCA (запланировал-сделал-сверил-решил как действовать дальше), тем меньше будем бояться. Лин-мышление требует одновременно скромности и уверенности, оно в действительности является основой, помогающей развивать эти качества в себе и у всех членов команды.

 

Что вы находите наиболее сложным, с чего начать в Лин?

Комментарии   

#1 Вальчук Виктор Васильевич 09.09.2013 19:54
Классная штука Лин! До сих пор идет выяснение, что это такое. И вот очередной специалист после 17 проектов и 150 кайдзенов изрекает нечто путанное и неточное. Оказывается, нужно больше пробовать! Меньше думать и больше действовать. Но как именно - ни слова! Оказывается, Лин - это совершенно новое мышление, а не дополнение к старому. Но как именно мыслить - ни слова!
Вот такой он скользкий, этот Лин, никак не дается ни исследователям, ни практикам.

Спасибо Александру за переводы.