Печать
Категория: Бережливое производство

Вечерний обход производственных цехов подходил к концу. Работники цеха готовой продукции украдкой поглядывали на часы, предвкушая скорую остановку конвейера, и, постепенно, уходя мыслями в домашние дела. День прошел в штатном режиме. Контрольные листки ОТК отражали обычный уровень брака, связанный с «человеческим фактором». За весь обход в ежедневнике появилось лишь несколько незначительных записей, появление которых, в принципе, можно было бы предвидеть. Обход получился чисто дисциплинирующим, так сказать текущим…

Мысли о ежедневной рутине и, постоянно преследующее недоверие к окружающему спокойствию, заставили пристальнее присмотреться к зоне бракованных изделий на межоперационном контроле. В этой зоне всегда что-то есть. У контролеров четкие инструкции – не пускать в работу заготовки с подозрением на потенциальные проблемы. Из зоны брака их регулярно забирают работники для последующей доработки или переделки. Вроде бы ничего подозрительного. Однако насторожило то, что за время обхода цеха, заготовку, увиденную мной в самом начале, так никто и не забрал.

Подхожу ближе. На обшивке заготовки стоит крупное масляное пятно.

- Что случилось? – интересуюсь я у контролера.

- Сняли с конвейера испорченную заготовку, что делать – никто не знает!

Действительно, такого рода трудоемкие работы как снятие обшивки, ее отмывание от масла или замена на другую, здесь не предусмотрена. Тут конвейер. А обшивка-то из натурального, дорогостоящего материала. И масло очень хорошо и быстро в нее впитывается!

- Мастеру показывали?

- Показывали. Он сказал, что у них такого не может быть, что это с заготовочного цеха.

Подзываю мастера. Тот, уже понимая, о чем будет разговор, и сразу пытаясь расположить меня на свою сторону, затягивает:

- Вот, с заготовки прислали. У них там контролеры вообще слепые! Хорошо, что мы вовремя выловили, а то бы весь конвейер прошла.

- А может у вас оборудование в масле? Переналадку или ремонт делали?

- Делали, но все вытерли. Я сам смотрел! Масла нигде нет. Да мы и работникам все время говорим, чтоб следили. Да и на других заготовках пятна не попадаются.

Иду к конвейеру. Как раз подъезжает новая заготовка той же марки. Осматриваю. Жирное пятно на том же месте! Мастер тут же подхватывает:

- Вот видите, точно у них там не все в порядке!

- Мастеру заготовки сообщали?

- Еще нет. Некогда пока!

- Некогда? И сколько нужно заготовок забраковать, чтобы время появилось?

Берусь за трубку, вызываю мастера заготовочного цеха. Тот, понимая, что появилась проблема (по пустякам стараюсь людей не гонять), через две минуты уже был рядом с нами. Показываю ему заготовку.

- Могли контролеры пропустить? – задаю почти риторический вопрос.

- Да Вы что? У нас контролеров за это штрафуют! Они и хорошие-то не всегда пропускают – придираются! Это наверняка оборудование не почистили!

- Да я лично проверял! Все чисто, ответствует мастер готовой.

В это время подъезжает еще одна заготовка с безобразной жирной отметиной.

- Значит, при транспортировке маслом забрызгали,- глубокомысленно заявил последний выступающий.

Веду всех к началу конвейера, куда подвозятся коробки с заготовками. Выясняем, что ту коробку, которая нам нужна, уже опустошили и отставили в сторону. Пытаемся вчетвером отыскать ее. Наконец находим. Коробка не только чистая, но и совсем новая. Слышу дружный унисон:

- Я же говорил – контролеры пропустили!

- Я же говорил – оборудование не почистили!

Понимая, что придется копать в обоих направлениях, вновь берусь за трубку и вызываю главного механика и старшего контролера ОТК. Консилиум разрастается до шести человек, энергично размахивающих руками. В шумном гвалте убеждающих друг друга голосов слышны отдельные выкрики:

- Не могли они пропустить…

- Контролеры тоже люди, могут ошибаться…

- У них четкое указание – протирать за собой…

- Забыли почистить…

- Не на всех заготовках…

- Я проверял…

- Я инструктировал…

- Я уверен…

Никто не заметил, когда под шумок мастер готовой улизнул, осененный какой-то идеей, и, через некоторое время, вернулся с виноватым видом. С его губ еле слышно слетели горькие слова,- нашел я.

- Они сегодня упор разбирали, толкатель меняли…

- Внутрь смазку заложили, и под нагрузкой сечет? – подхватил главный механик.

- Да. Когда 306-ю заготовку прижимают, на нее масло выдавливается, и тут же впитывается. Упор сухой, а на заготовке масло остается,- продолжает мастер готовой, с таким видом, как будто все знал заранее. – А у 306-й самый широкий чехол. У других не достает до смазки.

Все дружно идем полюбоваться. К этому моменту излишки масла уже практически иссякли и пятна на заготовке стали не так бросаться в глаза. Запустили режим холостого хода, после чего все по очереди потрогали замасленный упор…

Где же разорвалась обратная связь в системе? Почему установить причину удалось, лишь проведя очную ставку?

Начнем с того, что межоперационный контролер отработал безупречно. Несоответствие обнаружено, мастер участка проинформирован. Большего от него требовать нельзя, поскольку контролер «прикован» к конвейеру. Идем дальше. Мастер информацию получил, счел себя достаточно компетентным для формирования окончательного вердикта, и принял на его взгляд верное решение – ничего не делать, а в случившемся винить цех-поставщик. Хотя нет! Мастер-то как раз оборудование и проверил! Прошел, посмотрел все лично, в рамках своей компетенции, и автоматически решил свалить проблему на плечи соседа. То есть в принципе мастера нельзя обвинить в бездействии. Тем более, как человек тоже очень занятый, вряд ли он смог бы сделать большее. За исключением, пожалуй, одной малости…

Рыбаки меня точно поймут! Вспомните, с каким предвкушением вы за неделю начинаете готовиться к мероприятию. Удочки, крючки, поплавки, садок, сапоги, маленький стульчик и прочие аксессуары счастливого единения с природой загодя собраны. Вам ненавистна ваша работа и обратный отсчет вы начинаете вести с понедельника. Накануне в рюкзак аккуратно уложены прикормка, наживка, термос с чаем и «боевые» 100 грамм. Ночью вам снятся зубастые морды хищников, с которыми вам придется померяться силами. Вы ворочаетесь, засыпаете в три ночи, встаете в четыре. В коматозном состоянии добираетесь до реки, к которой подтягиваются такие же бедолаги-любители «мокрой» охоты. Тут-то, казалось бы, и случиться счастью! Ан нет! Сначала мертвое спокойствие поплавков вы пережидаете в ожидании утренней зорьки. Потом утешаете себя мыслью, что клев начнется, когда потеплеет, и в воздух поднимутся многочисленные насекомые – естественный рыбий корм. Затем, в последней попытке привлечь речных обитателей, вы начинаете бросать направо и налево прикормку. И наконец, вашим единственным утешением остаются те самые «боевые» 100 грамм.

Вот нет, чтобы заранее, за неделю, когда вы еще только начали вынашивать мысль о единении с природой, какой-нибудь голос сверху сказал вам: «Даже не начинай собираться. Клева не будет, а рюмку – другую можешь пропустить и дома». Сколько было бы сохранено нервов, времени, а главное, на работе вы бы спокойно занимались своими обычными делами, а не решали потенциальную проблему – как донести улов до дома. Вы просто не владели информацией о том, что у рыбы на выходные другие планы, что она не намерена подвергать себя риску, бессмысленно дергая поплавок вашей удочки.

Вернемся к нашему случаю с масляными заготовками. После инцидента я разговаривал с мастером готовой.

- Ну что же ты, совсем не допускал возможности проблем с оборудованием?

- Да почти нет.

- Ну, хоть небольшая вероятность была?

- Небольшая была.

- Почему тогда не вызвал механика?

- А он бы мне сказал, что все протер за собой.

- Хорошо, а почему не сообщил подозреваемому, то есть мастеру заготовочного, что у него проблема?

- Думал единичный случай. Вряд ли такое повториться могло.

- Ты же понимаешь, что ты, во-первых, своевременно не устранил проблему, а во-вторых, допустил массовый брак.

- Не хотелось мне людей по пустякам дергать.

На этой «мажорной» ноте мы и расстались. Он, наверняка, с мыслями о том, что к нему придираются, хотя он и так крутится изо всех сил. Я же с очередной головной болью, вызванной человеческой замкнутостью, самоуверенностью и боязнью лишний раз привлечь внимание к своей работе.