В статье «Организация рабочего места» я уже упоминал о книге Е.Л. Смирнова «Научная организация труда в машиностроении», которая была выпущена в далеком 1977 году. Сегодня я хочу поделиться еще одним конспектом этой книги, в которой говорится о «Хейдзунке», а по-русски - о выравнивании производства. Е.Л. Смирнов в книге не просто рассказал, что надо выравнивать производство, но и как практически это сделать. Я лишь удалил абзацы, связанные с той эпохой и тем временем, а все остальное оставил практически без изменения.

При выравнивании производства по времени часто прибегают к совмещению профессий, которое представляет собой выполнение одним рабочим разнородных функций и работ, относящихся к двум или более профессиям (специальностям). Оно вызывается необходимостью более рационального использования рабочего времени, более полной загрузки оборудования, повышения маневренности в использовании кадров, обеспечения их взаимозаменяемости. Вместе с тем совмещение профессий расширяет производственный профиль рабочего, способствует повышению его квалификации и содержательности самого труда, а также устранению монотонности в работе.

Имеются следующие варианты совмещения:

1.    По категории основных рабочих:

-  токарь-фрезеровщик;

-  токарь-сверловщик;

-  зуборезчик-зубошлифовальщик;

-  резьбофрезеровщик-резьбошлифовщик;

-  строгальщик-шлифовщик;

-  строгальщик-долбежник;

-  долбежник-протяжчик;

-  фрезеровщик-строгальщик;

-  зубошлифовальщик-шевенговальщик.

2.    По категориям основных и вспомогательных рабочих:

-  токарь, фрезеровщик, строгальщик, шлифовщик, занятые на обработке крупных деталей – с профессией стропальщика;

-  токарь-наладчик, фрезеровщик-наладчик, зуборезчик-наладчик – с профессией слесарь-ремонтник;

3.    По категории вспомогательных работ:

-  кладовщик-комплектовщик-учетчик;

-  наладчик-смазчик;

-  дежурный слесарь-электромонтер-смазчик;

-  электрокарщик (автокарщик)-грузчик и т.п.

При изучении возможности совмещения профессий на участке, в цехе необходимо исследовать все виды выполняемых работ и выявить фактический баланс рабочего времени исполнителей. Для подобного анализа используется бланк «Фактический баланс совокупного рабочего времени», который заполняется на основе данных фотографий рабочего дня.

 

Фактический баланс совокупного рабочего времени на участке ___________________________

(в минутах и в % к сменному фонду рабочего времени)

Функции, выполняемые рабочими Оператор Наладчик Слесарь-ремонтник Слесарь-электрик Контролер Итого
Затраты времени
Мин. % Мин. % Мин. % Мин. % Мин. % Мин.
Выполнение основных технологических операций 81,6 17 - - - - - - - - 81,6
Наладка и подналадка станка 33,6 7 206,4 43 - - - - - - 240,0
Мелкий ремонт оборудования - - 4,8 6 38,4 8 48 10 - - 91,2
И т.д.                      
Примечание. Затраты рабочего времени слесаря-ремонтника, слесаря-электрика и контролера отражают участие в обслуживании оборудования, закрепленного за оператором и наладчиком.

 

По этим данным устанавливается:

-  состав основных работ по обслуживанию участка;

-  занятость каждого исполнителя выполнения свойственных и несвойственных ему функций;

-  степень дублирования работ различными исполнителями;

-  удельный вес каждого из видов работ и функций в общих затратах совокупного труда рабочего;

-  удельный вес времени, затрачиваемого обслуживающими рабочими, в пересчете на норму обслуживания для основного рабочего;

-  величина свободного времени у каждого исполнителя;

-  время потерь у основных рабочих, связанных с ожиданием обслуживания их рабочих мест и по другим причинам.

Вариант совмещения трудовых функций и профессий, расчет экономической эффективности совмещения и проектируемые мероприятия, обеспечивающие внедрение совмещения заносятся в бланк «Вариант совмещения трудовых функций и профессий».

 

Вариант совмещения трудовых функций и профессий на участке (в цехе) _________

Основная профессия Совмещаемая профессия Эффективность совмещения Проектируемые мероприятия для внедрения совмещения профессий
Наименование профессии Состав работ Наименование профессии Состав работ
Дежурный ремонтный слесарь Осмотр и текущий ремонт оборудования Слесарь-электрик Осмотр и текущий ремонт электросистем оборудования Сокращение штатной единицы слесаря-электрика 4-го разряда. Экономия до 100 т.р. в год Обучение слесаря-ремонтника профессии электрика. Разработка графика обслуживания оборудования.
Примечание. Если совмещаются функции данной профессии не полностью, то следует указать конкретно, какая часть их совмещается.

 

При проектировании совмещения профессий необходимо иметь в виду, что между объемом и количеством совмещаемых работ существует зависимость: чем больше объем совмещаемых работ, тем меньше количество возможных совмещений. Отсюда вытекает следующее условие:

sum{1}{n}{P}  +  T_per  <=  T_sm ,

где sum{1}{n}{P} – сумма объемов совмещаемых работ; n – количество совмещаемых работ; T_per – перерывы на отдых, личные надобности и переходы от одного рабочего места к другому при совмещении; T_sm – продолжительность смены.

Необходимо стремиться к тому, чтобы sum{1}{n}{P}  +  T_per   максимально приближалась к T_sm.

Экономическая эффективность совмещения профессий может быть подсчитана по формуле:

E_sp = (Z_g - Z_ds) K_d K_ss - S_pod

где Z_g – годовой фонд заработной платы рабочих, освобождаемых при совмещении; Z_ds – доплата к заработной плате рабочих за совмещение и повышение разряда; K_d – коэффициент, учитывающий дополнительную заработную плату рабочих; K_ss – коэффициент, учитывающий отчисления на социальное страхование; S_pod – затраты на подготовку рабочих для работы по совмещенным профессиям.

Одним из важных направлений совершенствования производства наряду с совмещением профессий является внедрение многостаночного обслуживания, т.е. такой формы организации труда, при которой рабочий одновременно обслуживает две или более машины (агрегата), выполняя все необходимые  ручные операции на каждой из них и ведя активное наблюдение за их работой.

В основе многостаночного обслуживания лежит использование свободного времени рабочего при машинно-автоматической работе одних машин для выполнения ручных и машинно-ручных работ на других машинах и переходов от одной машины к другой.

Это условие может быть выражено формулой:

sum{1}{n-1}{T_zan}  <=  T_a,

где T_a – время машинно-автоматической работы на данном станке; n – число обслуживаемых станков; T_zan – время занятости рабочего на всех других станках и переходов к ним.

Наиболее выгодно многостаночное обслуживание в том случае, если неперекрываемое машинное время на одном станке не меньше времени ручных операций, активного наблюдения на других машинах и времени переходов к ним. Однако, иногда многостаночное обслуживание экономически целесообразно и в случаях нарушения этого баланса времени, например при дефиците рабочей силы, когда имеется свободное оборудование.

При организации многостаночного обслуживания очень важен подбор операций. Наиболее простым и эффективным является совмещение операций одинаковой длительности и равных (или кратных) по величине машинно-автоматического времени и времени занятости рабочего, так как в этом случае обеспечивается полное использование времени рабочего и времени работы оборудования.

Многостаночное обслуживание

При совмещении операций с различной длительностью их выполнения могут иметь место два варианта.

1. Когда суммарное время занятости рабочего меньше продолжительности наиболее длительной операции. В этом случае время цикла считается равным времени выполнения этой операции и внутри цикла остается свободное время исполнителя, равное

T_c - sum{1}{n}{T_z}

Одновременно могут иметь место простои оборудования.

2. Когда суммарное время занятости рабочего превышает продолжительность наиболее длительной операции. В этом случае время цикла будет равным суммарному времени занятости рабочего T_c = T_z, и внутри цикла образуются перерывы в работе станков, равные

T_pr = N T_c - sum{}{}{(T_ms + T_z)},

где N – количество станков, T_ms – свободное машинное время, T_z – время занятости рабочего на одном станке (сюда входит вспомогательное время, включая время перехода от станка к станку, основное машинно-ручное время и время активного наблюдения за технологическим процессом).

Многостаночное обслуживание является эффективным способом повышения производительности труда.

При многостаночном обслуживании необходимо, чтобы:

- обслуживаемые станки автоматически выключались после окончания цикла обработки;

- многостаночник должен быть освобожден от выполнения вспомогательных работ по обслуживанию рабочего места (доставка заготовок  и  инструмента  на  рабочее место, транспортирование обработанных деталей и т. д.);

- расстановка одновременно обслуживаемых станков должна быть такой, чтобы максимально сократить время на переходы рабочего от одного станка к другому;

- максимальная механизация всех ручных приемов работы, требующих значительного физического напряжения (подъем, установка и снятие тяжелых заготовок и деталей и др.).

Для многостаночного обслуживания вопросы загрузки оборудования, планировки рабочего места и размещения на нем оборудования, инвентаря, заготовок обработанных деталей, режущего инструмента имеют особо важное значение.

 


Cтатья или другие материалы сайта оказались для Вас полезными? Авторы сайта и все члены сообщества будут Вам очень признательны, если Вы поддержите проект в любой, доступной и удобной для Вас форме. О различных способах поддержки портала LeanZone.ru подробно рассказано в статье "Поддержать LeanZone.ru". Поддержав портал Вы будете способствовать повышению популярности ресурса и привлечению более широкого круга посетителей к решению рассматриваемых на сайте проблем.

При цитировании материалов статьи обязательно указывать ссылку на источник. Полная перепечатка текста статьи возможна лишь с разрешения автора.

Комментарии   

+5 #1 Денис Мартиянцев 17.04.2011 21:16
Все вопросы поднятые в данной статьи достаточно актуальны. Но варианты совмещения профессий взяты из книги 1977 года выпуска, и соответственно, немного устарели. Хочется добавить и 4-ый вариант совмещения - совмещение совершенно несовместимых профессии, например, сварщик - оператор станка. Данный вариант часто встречается на практике при выравнивании производственны х мощностей. В таком случае противником внедрения выступает обычно отдел охраны труда и/или отдел труда и заработной платы ссылаясь на ЕТКС, на горячий стаж и другие нормативные документы. Но при доскональной проработке вопроса всегда можно найти компромисс, здесь главное найти "пряник" для рабочего ;-) и если рабочий согласиться, то сотрудники отделов вынуждены принять его сторону и искать решение и найти его
+2 #2 Игорь Рыжкин 18.04.2011 09:07
Денис, спасибо за дополнение.
В свое время я занимался совмещением профессий, и на УАЗе была создана эксперементальн ая комплексная бригада.
В данной бригаде были совмещены профессии штамповщик-нала дчик штампов-слесарь по ремонту штампов. Все работники бригады были взаимозаменяемы . Бригада сама устанавливала штампы на пресса, производила отладку, сама штамповала, при необходимости сама производила небольшой ремонт штамповой оснастки. ФОТ давался на бригаду, а бригадир распределял его между работниками.
+3 #3 Александр Г. 18.04.2011 11:37
Игорь, отличный материал! Как часто говорят, всё новое - хорошо забытое старое. Совмещение профессий и многостаночные операции практиковались в СССР ещё с 1930х годов.
Денис, можете смело не ссылаться на ЕТКС и использовать внутренние собственные должности, если на Вашем производстве эти должности не связаны с опасными условиями труда. Требуйте консультаций и поддержки от отдела персонала и юристов.
+7 #4 Денис Мартиянцев 18.04.2011 11:40
Игорь у меня присутсвует опыт когда мы завязали людей по типу обрабатываемого изделия - создали бригаду, дали определенный ФОТ. Определили критерии премирования: "ноль" межоперационных запасов, работа по такту, помощь при смене оснастки при переходе на новую деталь. И буквально через месяц бригада стала менять свой количесвенный состав: в итоге с 18 человек до 12. Провели обучение многостоночному обслуживанию, причем совершенно разного оборудования, только исходя из принципа такта потребительског о спроса - есть время значит ты можешь обслуживать второй и третей станок. Самое сложное оказалось в данном вопросе это транспортировка , так как мостовой кран был один на пролет - пришлось внедрять систему опевещения для крановщицы и расписывать порядок от какого к какому станку переносить заготовку, а второе - ТОиР оборудование: оно постоянно ломалось, но не из-за нарушение технологической дисциплины а из-за не полноценного обслуживания, а слесаря-ремонтн ики не хотели выходить в выходные или прочиее не производственно е время это оборудование ремонтиорвать.
#5 Федоринов Дмитрий Александрович 06.05.2014 10:27
Интересный материал.
Коллеги, поделитесь опытом - как Вы мотивируете рабочих овладевать смежной профессией?
#6 Дмитрий Стукалов 09.05.2014 21:42
Дмитрий, если это самоцель, то мотивировать бесполезно. А вот если вы чувствуете, что это позволит вам улучшить экономику компании, то дайте это почувствовать самим работникам.