Печать
Категория: Новые книги

Ранее я уже сообщал в разделе форума «Новинки литературы» о выходе в издательстве «Альпина паблишерз» новой книги Джеффри Лайкера и Майкла Хосеуса "Корпоративная культура Toyota. Уроки для других компаний". Там же приведена краткая аннотация к  книге.

Выпущенное издание является переводом книги этих же авторов, под названием "Toyota Culture: The Heart and Soul of the Toyota Way", увидевшей свет в 2007 году. Естественно, у западных читателей возможность ознакомится с книгой, появилась ранее. Однако благодаря этому мы можем сейчас узнать мнение тех, кто уже познакомился с книгой. Ниже приводится перевод заметки Джонатана Каца (Johnatan Katz), опубликованной в журнале «Idustry Week» в октябре 2008 года.

Книга Джеффри Лайкера «Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира», выпущенная в 2004 году, похоже, стала наиболее читаемой в среде производственных менеджеров и приверженцев Lean-философии. Книга глубоко погружала читателей в те бизнес-процессы, которые позволили слабой компании Toyota Motor Corp., начинавшей в 1930 году, стать, по выражению самого Лайкера, «лучшим производителем в мире». Новая книга, о которой пойдет речь, является продолжением «Дао Toyota». В ней команда Лайкера. Поплнившаяся Майклом Хосеусом, описывает результаты своих исследований, касающихся того, как в компании Toyota производится отбор, обучение и мотивация персонала для достижения совершенства производственных процессов.

Джеффри Лайкер является профессором в области организации производства Мичиганского университета и совладельцем консалтинговой компании Optiprise. Майкл Хосеус работает исполнительным директором Центра качества людей и организаций (The Center for Quality People and Organizations), а также является лидером группы и производственным менеджером на заводе Toyota в Джорджтауне, штат Кентукки. Совместно два ветерана автомобильной промышленности обсуждают культуру Toyota и то, Каким образом она влияет на создание по-настоящему приверженного и вовлеченного рабочего коллектива. Они выводят итоговые принципы менеджмента Toyota в виде, так называемой модели 4P: решение проблем, люди и партнеры, процессы и философия (в оригинале: problem solving, people and partners, process, and philosophy – прим. пер.).

Авторы замечают, что многие, так называемые «lean-операции» выполняются правильно как бы сами собой, естественным путем. «Однако наиболее важные вещи становятся очевидными лишь для людей, активно вовлеченных в процесс решения проблем. К несчастью мы редко осознаем очевидность этих вещей» - пишут авторы.

Весьма поучительна история, отражающая дух культуры Toyota, которую поведал Майкл Хосеус, оказавшийся вовлеченным в инцидент, который произошел во время его пребывания на японском заводе, производящим автомобили Toyota Camry. Майкл проходил на фабрике обучение на роль лидера группы. Во время работы на производственной линии Майкл допустил ошибку, которая повлекла за собой дефект изделия. Вначале, говорит Майкл, он решил ничего не предпринимать в надежде, что никто ничего не заметит. Однако его совесть взяла над ним верх, и он дернул за шнур андона чтобы остановить линию. Вместо ругани, которую он ожидал услышать в ходе встречи для обсуждения проблем качества и безопасности по окончании рабочего дня, Майкл получил лишь аплодисменты и дружеские похлопывания по спине от его рабочей группы.

«Я не мог поверить в это и попросил переводчика пояснить – правильно ли я понимаю смысл происходящего. Действительно, мне аплодировали за то, что я, допустив ошибку, сознался в этом». Майкл Хосеус пишет: «Я чувствовал себя на миллион долларов и прикидывал – что я буду делать в следующий раз, когда совершу ошибку?»

Это лишь один из множества случаев, которыми пестрит книга, которая шаг за шагом рассматривает методы и дает подробное описание того как построить свою «Культуру Toyota».