Печать
Категория: Бережливое производство

Вы не задумывались, почему в ВУЗ-ах читают лекции, хотя все, что при этом говорится написано в книгах? Более того, за сколь-нибудь приемлемый отрезок времени, в течение которого читается курс лекций, но один учебный курс нельзя изложить с высокой степенью детализации. Все равно, что-то приходится изучать по книгам. Зачем тогда нужны лекции?

Пожалуй, все дело в эмоциональном контакте между лектором и слушателями. В ходе лекции, выступающий может акцентировать внимание на вещах, которые в иных условиях могут показаться малозначительными, может привести иллюстрации из своего опыта, которые позволяют лучше понять и запомнить материал, наконец, профессиональный докладчик может умело использовать реакцию аудитории, подстраиваясь под ее уровень и соответственно изменяя глубину погружения в предмет.

Большинство из членов сообщества LeanZone.ru наверняка знакомы с трудами Масааки Имаи «Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний» и «Гемба кайдзен. Путь к снижению затрат и повышению качества». Ученик Таити Оно, основатель Института Кайдзен, Масааки Имаи является сегодня ведущим специалистом в области развития менеджмента компаний. Несмотря на свой 80-летний возраст он до сих пор путешествует по миру с лекциями о современных методах организации и управления производством.

Я очень рад, что мне выпала честь присутствовать на его выступлении, услышать его собственное отношение к философии непрерывного совершенствования и просто почувствовать энергетику великого человека!

Выступление, о котором ранее сообщалось на форуме портала в теме «7 декабря 2010 г. - Масааки Имаи, выступление в Москве» состоялось в актовом зале Национального исследовательского университета Высшей школы экономики (НИУ-ВШЭ). Организатором мероприятия выступила компания «Japan Tobacco International». Несмотря на вместительное помещение (более 500 мест), зал был переполнен. На мероприятии присутствовали представители различных поколений, однако, и это не может не радовать, превалировал молодежный контингент.

Вступительное слово взял директор по персоналу фабрики «Лигетт-Дукат», который представил организатора мероприятия – компанию «Japan Tobacco International», третьего по величине в мире производителя тобачной продукции. Он упомянул, что на фабриках компании, в том числе и на фабрике «Лигетт-Дукат» активно внедряется философия Кайдзен. Как яркий признак перемен он отметил наличие в цехах компании «suggestion boxes» (ящиков для подачи предложений по улучшению). Так-же на фабрике активно разворачивается система 5S, которая, по его словам, привела к улучшению производственной дисциплины, чистоты в цехах и, в конечном итоге, к повышению качества продукции. В недалеком прошлом система менеджмента фабрики была сертифицирована на соответствие стандарту ISO 9001:2000, причем было отмечено, что приверженность руководства философии Кайдзен сыграла важную роль в ходе внедрения системы менеджмента качества. Далее, докладчик представил господина Имаи и пояснил, что его приглашение стало продолжением философии Кайдзен на внекорпоративном уровне.

Безусловно, следует поблагодарить компанию «Japan Tobacco International» за организацию мероприятия, хотя жаль, что Кайдзен практикуется компанией, удовлетворяющей «вредные потребности» своих клиентов.

Свое выступление господин Имаи начал с анекдота (здесь я вспомнил Вячеслава Болтрукевича, который тоже открыл конференцию по бережливому производству анекдотом). Анекдот звучал примерно так. Попали в плен (упоминались события в Ираке :) ) француз, японец и американец. Перед казнью им, предоставили возможность исполнения последнего желания. Француз пожелал хорошего вина и возможности спеть свою любимую песню. Японец обратился с просьбой рассказать недругам про японские производственные системы. А американец, когда услышал последнее желание японца, начал умолять палачей казнить его как можно скорее, поскольку вынести еще один рассказ о производственной системе Toyota он был не в силах! Надо сказать, что многие из присутствующих владели английским языком достаточно для того, чтобы понимать лектора без перевода, поэтому взрыв смеха раздался еще до того как переводчик закончил перевод анекдота.

В ходе выступления Масааки Имаи неоднократно использовал шутливую подачу материала, рассказывал много случаев из жизни, активно перемещался вдоль первых рядов и ни разу в ходе выступления не поднялся на сцену. Возможно так он лучше чувствовал контакт с аудиторией, а может быть просто не хотел создавать барьер между собой и слушателями.

Бросилось в глаза, что Имаи-сан строил свой доклад на противопоставлении японской и американской систем организации производства. Именно американской, а не западной в целом. Возможно это его общераспространенная практика, а возможно, что этим он хотел как бы подбодрить аудиторию: «Ну вы знаете, это американцы, что с них взять, а у вас все получится»!

Остановлюсь подробнее на тех моментах выступления, которые вызвали у меня повышенный интерес.

В начале выступления Масааки Имаи отметил, с присущим ему чувством юмора, что все, о чем он будет рассказывать сегодня, само по себе бесполезно, как и любые теоретические знания вообще! Любая теория наполняется смыслом только тогда, когда используется для решения практических задач. Кайдзен – это, прежде всего, практика! Практика улучшений на конкретных предприятиях, на конкретных рабочих местах.

Общераспространенным является мнение, что Кайдзен связан с постепенным улучшением малыми шагами. Это расширяет его применимость практически в любую сферу деятельности. Однако, мало кто понимает, что наивысшую эффективность философия обретает будучи распространенной на процесс непрерывного улучшения в принятии стратегических решений.

К моему великому сожалению (а таких моментов в ходе лекции было не много), Масааки Имаи упомянул понятие «здравый смысл» в связи с философией Кайдзен. Почему к сожалению? Потому что, и свое мнение я уже высказывал на форуме, в теме «Что такое Здравый смысл?», этот термин на мой взгляд совершенно бесполезен как раз для той цели, для которой мы собрались на выступление гуру – для целей передачи знаний. Еще раз хотел бы здесь подчеркнуть, что здравый смысл у всех разный. Здравый смысл есть и в действиях руководителя-администратора и в поступках лидера. Здравый смысл есть и у 15-летнего подростка и у 60-летнего профессора. Здравый смысл есть и у бухгалтера и у мастера участка. И всех этих людей понятие о здравом смысле будет разным. Могут ли они придти к взаимопониманию только на уровне здравого смысла?

Приношу свои извинения за вынужденное изложение своей точки зрения, но как и обещал, я рассказываю именно о моментах «зацепивших» меня.

Особое внимание Масааки Имаи уделил вопросу приверженности менеджмента компании делу непрерывного улучшения. Был использован именно термин «приверженность». Руководитель буквально должен физиологически чувствовать боль своего предприятия. Это позволит употребить все свои силы на его интенсивное лечение (к кому как не к себе самому человек относится бережнее всего). К сожалению, приверженность высшего руководства рассматривалась как непременное условие успеха преобразований. Вопрос о вовлечении менеджмента или о возрождении его приверженности, в том виде, в котором он обсуждался на форуме, например в теме «Бережливая" культура менеджмента», не поднимался.

Основным просчетом топ-менеджмента американских компаний является нацеленность на свою роль только в принятии стратегических решений, тогда как ситуация «под ногами» (непосредственно в производстве, гембе) остается уделом и проблемой лишь линейных руководителей. Естественно, это приводит к тому, что основную роль в развитии американских компаний играет, главным образом, благоприятная коньюнктура рынка. Именно по этой причине кризисные явления привели к банкротству крупнейших компаний, тогда как большинство японских компаний остались «на плаву» и даже расширили свои рынки сбыта.

Как это не удивительно, но Масааки Имаи отметил чрезмерно низкий процент успешного внедрения Кайдзен в американских компаниях. Аллегорически он упомянул величину 0.001% компаний, добившихся успеха (одна компания на 100 тысяч)! И все это несмотря на то, что философия непрерывного улучшения известна на западе уже очень долгое время. Американским менеджерам не хватает упорства в достижении целей. Они настроены на получение быстрой выгоды, тогда как первые значимые результаты Кайдзен можно получить не ранее чем через 5 лет после запуска процесса преобразований.

Не обошел внимание господин Имаи роль государства в поддержке внутренних производителей. К сожалению, слабые компании подвержены значительному влиянию со стороны стихийного рынка. Кризис может привести к «разрушению» предприятия еще до того как философия Кайдзен позволит ощутить усиления рыночных позиций компании. В этой ситуации государство должно стать неким буфером, нивелирующим рыночную коньюнктуру.

В свое время мы обсуждали на форуме портала судьбу подразделений образуемых в связи с улучшением производственных систем (например, в теме «Функции службы 'Бережливое производство' на предприятии»). Масааки Имаи высказался за несомненную необходимость подобной организационной единицы в функции которой, в том числе, должна входить роль по контролю за приверженностью всего персонала предприятия общей философии.

По словам лектора, несомненный интерес аудитории всегда вызывает вопрос – как и по каким критериям оценить степень совершенства производственной системы. Господин Имаи сообщил, что в следующем году выйдет его новая книга, в которой он попытается дать ответ на этот вопрос и указать показатели, характеризующие состоятельность производственной системы предприятия. Название и дату выхода книги Масааки Имаи не сообщил. Будем ждать!

В целом, выступление гуру Кайдзен-менеджмента оставило крайне позитивные чувства. К сожалению, переводчик, который транслировал лекцию на русский язык был, несмотря на свой высокий профессионализм не знаком со спецификой материала. Поэтому в ходе выступления иногда происходили накладки. Так, например, термин TPM переводчик интерпретировал как поддержание предприятия, а Lean Production как нераздутое производство. Для тех, кто знаком с терминологией, такие ошибки, несомненно не испортили впечатления от доклада, хотя каких-либо откровений в его ходе высказано не было, а вот для тех кто слышал о предмете выступления впервые, подобные досадные промахи могли привести к неточному пониманию докладчика.

К сожалению, отведенного времени докладчику не хватило, из-за чего окончание доклада получилось скомканным. Масааки Имаи быстро пролистал по меньшей мере треть слайдов презентации, которые, по идее, должны были органично вплетаться в изложение и дополнять основную идею выступления.

От лица всех членов сообщества LeanZone.ru хочу выразить глубокую признательность господину Имаи за его выступление, пожелать крепкого здоровья и неиссякаемой энергии, частицу которой он всегда оставляет своим слушателям.

Выступление Масааки Имаи послужило помимо всего прочего еще и поводом для встречи участников нашего портала. На встречу прибыли Вячеслав Марков, Борис Степанов, Константин Новиков, Татьяна Быкова, Вячеслав Лев, Валерий Казарин. На второй встрече, которая проходила в Выставочном центре присутствовали Александр Карбаинов и Дмитрий Ким, с которыми мне, к сожалению, встретиться так и не удалось. По окончании выступления мы собрались в небольшом кафе где смогли обменяться мнениями и выпить кофе. Не могу не отметить, что очень хочется, чтобы такие встречи происходили чаще. Ну с кем еще можно «потереть за лин», как не с коллегами по сообществу! :)

 

leanzone-members

 

На фотографии слева направо: Татьяна Быкова, Дмитрий Стукалов, Вячеслав Марков (сзади), Валерий Казарин. Кстати, у Татьяны в руках можно увидеть лотерейный билет. Такие билеты раздавались всем присутствующим. В конце мероприятия организаторы разыграли около 25 комплектов книги Масааки Имаи «Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний» с автографом автора. К сожалению, никому из присутствующих не повезло, хотя Валерий захватил книгу с собой и ему все же удалось получить автограф гуру.