Здесь можно найти Всё. Огромное помещение, где Всё разложено по полочкам. Это далось ему не просто, на это ушла добрая половина жизни. Люди приходят с вопросами и уходят с ответами. И он снова остаётся один на один с книгами, в этой огромной базе «готовых ответов». Он знал всех авторов почти наизусть. Знал названия почти всех книг и мог пересказать их содержание. В его голове за много лет сложился строгий и устойчивый классификатор понятий, некий поисковый индекс. Люди задавали вопрос, и он уже знал, где искать ответ, в каком проходе, на какой полке, в какой книге. Иногда он мог быстро открыть толстую книгу на нужной странице и показать абзац, в котором было искомое определение. Его виртуозная работа просто поражала людей.

Однажды один человек спросил его:

-          А Вы сами пробовали писать книги?

Казалось и на этот вопрос он ответит традиционно быстро и уверенно «проход А2, полка 3, книга 5, страница 74, там написано почему я не пишу книги». Но тут он вдруг задумался, может впервые за много лет.

Его ответ был таким:

-          Всё давно изобретено, нужно только знать, где найти описание.

Посетитель переспросил:

-          Объясните, как Вы мыслите, что происходит в вашей голове, когда читаете книгу?

Библиотекарь ответил:

-          Я просто запоминаю слова и тексты, применяя хорошо разработанную мнемоническую технику. В моей памяти формируется сложная сеть гиперссылок на книги и их содержимое. Я не считаю себя умнее всех этих авторов, мыслителей. Я просто знаю, где искать ответ на любой вопрос.

Посетитель:

-          Вы не осмысливаете прочитанное, не подвергаете сомнению, не пропускаете через себя? В чем заключается тогда ваша миссия?

Библиотекарь:

-          Нет. Я просто оператор этого хранилища «знаний». Я знаю, где лежит нужная книга, и могу быстро найти «ответ» на любой вопрос. Причем, это будет ответ лучших умов человечества, а не мои частные измышления. Это то, чего хотят от меня мои посетители. Им не нужны мои собственные мысли. В этом мой профессионализм.

Посетителю библиотеки это показалось забавным. Он начал представлять себя на его месте. В уме прокатилась такая аналогия. Вам предлагают путешествие в Африку или Индию. А Вы в ответ: «Всё давно исхожено, не нужно изобретать велосипед. Хотите в Африку, возьмите на полке видеокассету, снятую профессиональными путешественниками, поставьте и смотрите. Хотите в Индию, в Америку, в Антарктиду, на Серверный полюс, в одиночное кругосветное путешествие, в горы, на дно океана. На всё есть ответ, готовая кассета, которую можно смотреть лежа на диване, не напрягая мышцы и мозги».

Посетитель:

-          Но а как же ваши собственные впечатления, ваши чувства, ваши неповторимые мысли?

Библиотекарь:

-          Что, что? Вы о чем?

Посетитель:

-          А… нет, это я так, задумался.

Библиотекарь:

-          Извините, мне нужно идти. Если я буду задумываться над каждой книгой, меня просто не хватит, и я перестану быть профессионалом. Это лишнее. Я библиотекарь, а не мыслитель. 

 

Комментарии   

#1 Сергей Жаринов 10.01.2010 13:57
Мамы всякие нужны, мамы всякие важны.

Александр, человека, тип которого Вы описали, обычно называют не "библиотекарем" , а "энциклопедисто м". А что делать? К сожалению, не всем дано быть гениальными мыслителями. Кто-то будет самостоятельно изобретать велосипед "с нуля", а кто-то предварительно сходит в библиотеку и поищет, что на эту тему уже сделали до него.

Какой подход лучше? Лично мне больше нравится второй. Оставляет больше времени задумываться над тем, чего ещё никто раньше не придумал!
#2 Алексей Васильев 10.01.2010 19:57
Саш, ну ты что-то совсем издалека начал. Давай еще поисковую систему Яндекс обсудим! Куда клонишь-то?
#3 Александр Пятков 11.01.2010 10:28
Библиотекарь – это метафора, не нужно воспринимать буквально. Я не описываю библиотечное хозяйство (думал, что это очевидно в нашем контексте), я просто попытался другими словами выразить тип мышления, где запоминание почти не оставляет места пониманию. Вспомните школьные годы, не редко зубрилы добивались хороших оценок. У них была «хорошая» (механическая) память, но дальше слов они не шли. Понимание было слабое. Помню, в начале 80-х, один видный специалист сказал мне: «не нужно ничего изобретать, всё уже изобретено до нас, наша задача найти и применить». Сейчас вижу, что многое из созданного на тот момент, умерло. Но появилось то, о чем и не думали тогда. Я не против книг, это наверно ясно по моим заметкам. Однако их по-разному можно читать. Для меня книги – это путеводители в лабиринтах моего сознания. Книги – это код, которые заставляет человека меняться, заставляя заглянуть туда (в своем сознании и подсознании), куда без этого стимула, он не смог бы завернуть. Но увидит он там только то, что соответствует его личному опыту и таланту. Два человека, читающие одну и ту же книгу, получат разные знания.
Но бывают люди, которые просто коллекционируют книги и определения в своей голове, не меняя себя по сути. Они подобны операторам в библиотечном хранилище (об этом заметка), их собственный мозг нужен лишь для поиска текстов и механического сравнения. Это не есть мышление, с моей точки зрения. Если такому человеку задать вопрос, он не будет думать (мыслить) сам, он будет искать «готовый ответ» в своей «библиотеке» (в своей механической памяти).
Я считаю, что в любом человеке присутствует и то, и другое. Но часто мы можем наблюдать склонность либо к качественному запоминанию, либо к глубокому пониманию. Метафора «Библиотекарь» должна помочь расставить акценты.
Книг становится всё больше и больше. И если не давать своему мышлению творческую свободу, пока всё не прочитано, то просто жизни не хватит, а накопленная «мебель» (шаблоны) может сковать движение и просто не позволить… Творческое мышление также нуждается в постоянной тренировке, как мышцы спортсмена.