В последнее время на портале неоднократно обсуждалась тема взаимодействия производственных предприятий и консалтинговых компаний. Безусловно, основания для совместной деятельности имеются как у одной, так и у другой стороны. Производственники хотят улучшения ситуации на своих предприятиях (повышения рентабельности, сокращения потерь, повышения качества продукции и т.п.). Консультанты, обладающие разноплановыми знаниями в области организации производства, готовы оказать услуги по адаптации (в той или иной степени) этих знаний к условиям конкретного предприятия. Вполне естественно, что взаимоотношения между сторонами, будучи поставленными на коммерческую основу, приводят к образованию обычной рыночной пары заказчик-подрядчик (потребитель-поставщик, покупатель-продавец, клиент-сервер). Состоятельность бизнес-отношений между этими парами основана, на потребности заказчика в услугах, которые предоставляет подрядчик, с одной стороны, и способности подрядчика эти услуги предоставить - с другой. То есть, возникает вполне обычная пара - спрос-предложение, которая, по идее, должна выступать регулятором желаний производственника и возможностей консультанта. Так ли это на самом деле?

Заказчик (З): - А можете сделать так, чтобы все было «зашибись»? (Пояснение: речь идет о внедрении программного продукта, например ERP-системы).

Исполнитель (И): - Нет проблем, у нас богатый опыт в этом деле. Это будет стоить (называется сумма).

З: - Это для нас дорого, а подешевле нельзя?

И: - Конечно, есть дешевый вариант, но, будет «зашибись» не везде и только наполовину.

З: - А я смогу видеть незавершенку на производстве?

И: - Само-собой! Это базовый функционал.

З: - А расчет себестоимости будет?

И: - Разумеется!

З: - А остатки на складах? Что б оперативно!

И: - Нет ничего проще!

З: - И сколько это будет стоить?

И: - Гораздо дешевле! (Называется новая сумма).

З: - Это нас вполне устраивает - действуйте!

Скажете - такого не бывает? Возможно. Диалог, конечно же, выдуман. Но, давайте смотреть правде в глаза. Как много IT-проектов заканчиваются успехом, то есть тесной интеграцией функций информационной системы в повседневную деятельность предприятия? Вдруг оказывается, что решения все равно должен принимать человек, что получаемые из компьютера цифры и раньше были доступны (когда отчеты делались в Excel-е), что требуются дополнительные операторы, хотя раньше речь шла о высвобождении рабочей силы, и т.п. Знакомо? Наверняка, многие из читающих эти строки с грустной улыбкой припомнят подобные сюжеты.

Что же делать в такой ситуации заказчику? Предъявлять претензии к исполнителю? А он сделал все в соответствии с договором. Установил систему на компьютеры, настроил, заполнил справочники, обучил работников. К исполнителю претензий нет! Формально он прав. Остается одно - неохотно поковыряться в себе самом, найти крайних и затеять внутренние разборки, которые ни к чему не приведут. Именно так! Все стороны будут правы.

Заказчик - это сложная система, состоящая из многих функциональных частей, каждая из которых должна играть свою роль, работая на общее благо. Вроде бы...

Есть топ-менеджмент, который думает примерно так: «Люди неэффективны и ленивы. Необходимо их заменить компьютерами, которые не устают, не болеют и не требуют повышения зарплаты. Вон, экономисты себестоимость две недели считают, на складе постоянная недостача, а крайних не найти. Надо внедрять ERP, тогда мы все будем видеть в реальном времени».

Есть производственники (начальники цехов, мастера, бригадиры), мысли которых обычно заняты цеховыми проблемами, накатывающими друг за другом подобно волнам. Кода им говорят, что они неэффективны, что у них большая себестоимость, что много брака, они пытаются что-то сказать о старом оборудовании, кадровых проблемах и плохих условиях труда, но получается это тихо, жалостливо и как-то неубедительно. А что делать? Против слова начальства слово производственника ничего не значит! Скажут им: «Вы тут все в текучке погрязли, надо компьютеры вам установить - заживете по-новому», а те лишь молча пожмут плечами - надо так надо.

Есть отдел информационных технологий - умные, амбициозные ребята, которые сильно привязаны к своим рабочим местам, оснащенным по последнему слову техники. Внедрение ERP для них - это праздник! Их мысли можно отразить следующими словами: «Ага! Наша деятельность востребована. Есть возможность показать свою значимость и попутно познакомиться с новыми технологиями - неплохой довесок к резюме».

Есть и еще много отделов, бюро, подразделений, служб, которые будут вольно или невольно вовлечены в процесс информатизации и которые тоже имеют свое, особое мнение.

Вот из всего этого многообразия составляющих и формируется образ заказчика. Представим себе, что каждый отдел - это инструмент большого оркестра. Все преданно смотрят на дирижера, который ожесточенно машет своей палочкой, и что есть силы, дуют в трубы, колотят пальцами по струнам, бьют в барабаны, пилят смычками. Все заняты, потеют, но симфония не выходит и игра не доставляет удовольствия. А потом выясняется, что и дирижер-то палочкой так, для вида махал (вроде музыканты, и так должны знать, что играть надо).

- Ты кого сегодня играл?

- Как кого, Бетховена, а ты кого?

- А я Чайковского, сегодня по плану Чайковский!

- Да ты что! Вчера же план изменили! Бетховена завтра играть будем!

- А мне ничего не сказали! Кто план-то изменил?

- Да флейтисты!

- Сейчас спрошу у них. Эй, флейтисты, кого сегодня играть то надо было?

- Вот еще, нашелся! Ведь утром всем сказали - играем Шаинского!...

Хорошо подрядчикам живется при таком заказчике! Им только найти нужно тех, кто им подпевать готов. А потом, пусть сами, внутри себя разбираются.

Комментарии   

#1 Александр Пятков 05.10.2009 10:15
Да, Дим, именно так чаще всего и происходит. Понравился диалог: "... Это для нас дорого, а подешевле нельзя? И: - Конечно, есть дешевый вариант, но, будет «зашибись» не везде". Пример с оркестром хороший. Но в нем есть хотя бы заинтересованно сть "Ты кого сегодня играл?... А мне ничего не сказали! Кто план-то изменил?". В примере участники как бы хотят играть слаженно, выясняют, кто изменил план, почему не сказали". В реальном производстве чаще даже не интересуются, полный пофигизм.

С другой стороны, консалтеры пользуются этим чтобы просто срубить бабки, вместо того, чтобы просветить (пробудить) заказчика и настроить на более эффективное сотрудничество. Это конечно сложно, но возможно при желании. Это бы и можно было назвать настоящим Профессионализм ом.