Печать
Категория: Управление изменениями

Мозг взрослого человека представляет собой большое многослойное хранилище чужих мыслей, идей, представлений. Они поселяются в наших головах с самого детства, незаметно проникая, словно вирусы, в нашу сущность, овладевая ей, занимая свободные места, закрепляясь, создавая прочные взаимные связи, знания. Мы называем это культурой, менталитетом, образованием или просто нашим «Я».

Изначально мы приходим в этот мир чистыми как лист бумаги, на котором можно записать всё что угодно (в определённых пределах). Но мир представляет собой огромный и неоднородный океан мыслей и идей, некий агрессивный бурлящий раствор, которым мы все пропитываемся, не осознавая того, обретая тем самым социальную форму или личность. Каким станет человек, это во многом зависит от того, чем пропитается его мозг, какие мысли и идеи поселятся и закрепятся в его голове.

Большую роль в создании нашей сущности играет личный опыт. Некоторые идеи мы отбрасываем сразу, если они противоречат фактам из нашего опыта. Но парадокс заключается в том, что уже поселившиеся в нашей голове идеи управляют нашим поведением, создавая при этом и соответствующий опыт. Мы уже знаем, что есть хорошо, а что есть плохо, что можно, а что нельзя, что бывает, а что не может быть никогда. Мы идём в русле наших внутренних представлений, закрепляя их фактами опыта, как цементом скрепляют строительные камни. Из всех фактов мы неосознанно выбираем те, которые соответствуют укоренившимся в нас представлениям. Как говорят, мы видим и слышим только то, что хотим видеть и слышать. Мы строим здание своей жизни по чертежам, которые переданы нам, в основном, из прошлого.

Знания не передаются буквально, как некое вещество. Словами невозможно передать смысл сказанного. Невозможно научить собаку русскому языку, математике, программированию. Её мозг просто не впитывает эти знания, в её мозге нет соответствующих мест. Обучение человека подобно тому, как мы настраиваем сложный прибор. В приборе всё уже есть, нужно просто выбрать определённый режим его функционирования, запрограммировать его.

В человеке всё уже есть от рождения. Чужие мысли и идеи лишь программируют интеллект человека определенным образом, активируя и развивая некоторые его способности, встроенный в него потенциал. Таким образом, создаются стереотипы восприятия и поведения. Со временем эти стереотипы оседают в глубины подсознания и становятся почти недоступными для осмысления и обновления. Знания становятся догмами. Человек часто просто отождествляет себя с этими догмами. Многое, конечно, зависит от тренировки интеллекта. Если человек постоянно обновляет свои представления о мире, смотрит на них критически, ставит под сомнение, ему легче адаптироваться к новому. Но обычно с возрастом люди становятся всё более косным и всё менее способным к перепрограммированию, к восприятию нового.

Поток мыслей и идей подобен огню во время лесного пожара. Огонь постепенно переходит с одного дерева на другое, продвигаясь вперед. Мысли подобным образом переходят из одной головы в другую, через непосредственное общение людей, через книги, через средства массовой информации. Разница лишь в том, что огонь один, а мыслей много. Если человек захвачен одной идеологией, он может не воспринимать другую идеологию, для неё просто нет места.

Мысли и идеи живут своей собственной жизнью, меняя своих носителей (людей). Все эти мысли, в основном, отражают прошлый человеческий опыт. Прошлое довлеет над человеком, заставляя его видеть мир в определённых красках, закрывая ему глаза на новые факты и возможности, которые не вписываются в сложившиеся стереотипы, в его внутреннюю веру.

А бывают ли новые идеи, новые мысли? Безусловно, бывают, но очень редко. Они таинственным образом появляются в небольшом количестве светлых голов, которые мы называем гениальными. В основном же, все наши «новые» мысли являются новыми только для нас самих. Новыми мы считаем обычно те идеи, которые приходят на те же позиции, но позже. Мы что-то уже знаем и вдруг узнаем иную точку зрения, иной взгляд на то же самое.

Новым идеям пробиться и распространиться бывает очень сложно. Им не достает ни эмоциональной энергии, ни фактов, подтверждающих их соответствия реальности. Новые идеи могут погибнуть, не получив поддержку своих носителей. Огонь не распространяется дальше, если деревья будут не восприимчивы к нему, например, когда они мокрые.

Таким образом, мы находимся в плену у прошлого. Мы смотрим на мир, на настоящее, глазами, которые интерпретируют все события согласно старым идеям.