«Антикризисные» сокращения персонала уже неоднократно обсуждались на нашем портале (см. заметки в блоге «Яркие личности здесь не задерживаются», «Кризис и кадры»). Однако, вчера в форуме эта тема получила неожиданное развитие: оказывается, имеют место попытки увязать ее с бережливым производством! Сокращения под эгидой ЛИН - свежая, неординарная идея ;-)

Почему антикризисное управление (равно как и задача повышения эффективности в «мирное» время) в головах владельцев бизнеса и наемных топ-менеджеров сразу и прочно ассоциируется с сокращением численности персонала? На мой взгляд, причин несколько.

Во-первых, само наличие подобного рефлекса означает непреходящую внутреннюю убежденность топ-прослойки в том, что вопрос численности компании не находится под должным контролем, что численность бесконтрольно возросла (растет). И это близко к истине! Свой взгляд на причины появления лишних людей я достаточно подробно в свое время изложил в статье с одноименным названием. Дальше вступает в действие простая человеческая психология и примитивное стремление объяснять сложные проблемы простыми причинами.

Скажу «за производство». Шесть лет отработал начальником крупного цеха. Святой обязанностью было встретить и сопроводить хозяев, которые два-три раза в месяц изволили посетить производство. Думаете, в ходе этих прогулок речь шла о важнейших производственных показателях? Это нам с вами кажется, что если уж посещаешь производство довольно редко и с кратким визитом, то логично прежде всего осведомиться о макропоказателях, комплексно характеризующих текущую ситуацию. Однако, единственная цифра, которая традиционно интересовала «больших» - это объем выпуска. В остальном же программа визита сводилась к замечаниям «а-чо-вон-там-у-тебя-люди-стоят-им-чо-делать-нечего» и «чо-то-полы-грязноваты-сколько-раз-в-день-моешь-с-культурой-производства-полная-ж...». Избыток рабочих и грязные полы - это, конечно, плохо. Но еще хуже, когда оценка деятельности подразделения сводится только к тому, что попадается на глаза, а главный критерий эффективности звучит как «чтоб было чисто и никто не стоял».

Численность персонала - это показатель, которым невозможно управлять синфазно с постоянно изменяющимися внешними факторами (бесконечные эксперименты в производстве, колебания объема выпуска, изменение ассортимента и др.). Изменение численности - процесс принципиально инерционный (отобрал-принял-обучил-аттестовал-поставил в смену; увольнение тоже требует времени). Но объяснять все это первым лицам бывает трудно: в их понимании проблемы «человеческого фактора» должны решаться со скоростью передергивания затвора.

Так или иначе, в их сознании довольно быстро закрепляется ощущение, что в производстве много лишних людей.

Именно поэтому при наступлении трудных времен мудрые взоры обращаются именно на производственный персонал.

Клич о борьбе с лишними людьми топы-приспособленцы подхватывают с энтузиазмом. Еще бы: ведь все просто - от одной цифры надо придти к другой. (У кого-то от излишнего энтузиазма фантазия заработала - приплели бережливое производство!) А результат будет громкий, можно будет отрапортовать и «позвездиться». Анализ и логика уступают место арифметике. В цеха поступает разнорядка: сократить столько-то процентов (хотя, согласитесь, от разумных людей поступила бы другая задача - например, снизить стоимость обработки до такой-то величины). А там начальники подразделений сами разберутся, каким составом выходить на заданный рубеж.

Отчего такая болезненная склонность «прыгать через голову» подчиненных? Все дело в том, что ответственность боссы делегируют вниз охотно, а вот полномочия...

Массовое увольнение людей - это всегда скандал, поэтому в спокойные, относительно благополучные времена наемные руководители высшего ранга на это никогда не пойдут - ни к чему лишние обострения. Ведь среди них много политиканов (без этого, собственно, и не пробились бы), очень тонко чувствующих «внутренние течения» и умонастроения «самых главных». Политиканы (приспособленцы) - это сословие, в профессиональной деятельности руководствующееся единственной целью - удержаться и закрепиться на занятой должности (и, по возможности, продвинуться выше), причем достигают они ее исключительно пиар-средствами, паразитируя на проблемах взаимоотношений между прочими работниками компании.

Искать лишних людей в производстве «светлее» - их там больше! Сократить 150 человек из 1000 рабочих - дело техники, а попробуй достичь столь же внушительного результата в администрации, насчитывающей всего 300 голов! Кроме того, в администрации нужно точно знать, кто чей знакомый, кто кому родственник. Недолго и переусердствовать-с.

А в производстве - «пушечное мясо», хоть косой коси. Расхлебывать результат все равно придется другим.

Комментарии   

+1 #1 Александр Пятков 25.09.2009 08:09
"Массовое увольнение людей - это всегда скандал, поэтому в спокойные, относительно благополучные времена наемные руководители высшего ранга на это никогда не пойдут - ни к чему лишние обострения. Ведь среди них много политиканов (без этого, собственно, и не пробились бы), очень тонко чувствующих «внутренние течения» и умонастроения «самых главных»".

Алексей Васильев всегда смотрит в самый корень. Всё было именно так, Лёш. До кризиса на это не решались, хотя и поговаривали. Но первая кровь развязала руки и возбудила хищнический инстинкт. Ведь появилась "настоящая" работа с удобным показателем в целых числах. Предприятия существа инертные, а потому немедленно возросла расчетная производительно сть, т.е. выработка на 1 человека. При этом возросла и средняя зарплата, что вызвало неподдельное удивление генерального. Потом разобрались, увольняли то больше низкооплачиваем ых. Важно отметить, что это деяние преподносится как новая стратегия предприятия - от роста к эффективности. У меня сразу шутка родилась. Представим, что предприятие это спортсмен, который хочет стать чемпионом. Новая стратегия ему говорит: не нужно тренироваться, просто сбрось вес (численность) и ты уже "эффективен". Поняв новую установку и будучи послушником, спортсмен сразу пошёл в туалет...