Я много об этом думал. Эта статья была написана мной 11 лет назад и не публиковалась (проверка временем). Чтобы создавать бережливые предприятия нам просто необходимо повысить качество мышления и коммуникации. Именно поэтому я решился разместить эту статью на сайте. Читать лучше на свежую голову, не спеша, размышляя вместе с автором. Потом можно оставить комментарии. Возможно, что-то покажется спорным или не сразу будет понятным, задавайте вопросы, отвечу с удовольствием.

Занимаясь бережливым производством, мы хотим сделать этот мир лучше (оставить след). Создавая этот информационный ресурс, мы хотим построить качественную коммуникацию между людьми. Поразмышляем об этом вместе.

 

 

Речь пойдет о человеке, как об информационном существе, об окружающей среде, памяти и коммуникациях. Человек, как физическое существо, появляется на свет в момент зачатия и заканчивает свое существование в момент физической смерти (остановки работы мозга). На протяжении всей жизни человек обменивается с окружающей средой информацией. Сразу можно возразить. Если человек дышит, потребляет пищу и выделяет отходы, значит он обменивается с окружающей средой веществом. Если человек потребляет и выделяет тепло, значит он обменивается с окружающей средой энергией. Все так, но в традиционном понимании сущности человека.

Посмотрим на все с другой точки зрения. Непрерывно человек получает из окружающей его среды огромное количество информации. Мы видим, слышим, чувствуем запахи и вкус. Мы ощущаем температуру и давление окружающих нас предметов. Когда сидим в кресле за столом, мы телом ощущаем кресло, в котором сидим, руками чувствуем стол. Мы чувствуем движения воздуха вокруг нас. Мы ощущаем собственный вес и положение нашего тела. С закрытыми глазами мы знаем, в каком положении находятся наши руки, ноги, голова, каждый палец, каждый сустав. Мы чувствуем все перемещения нашего тела и отдельных его частей, когда мы встаем или садимся, идем, бежим, прыгаем или падаем. Мы чувствуем боль, когда соприкасаемся с острыми предметами, ударяемся обо что-то твердое, когда делаем неловкое движение. Наше тело постоянно подвергается воздействию внешних сил. Мы ощущаем движения материального мира вокруг нас, его энергетика воздействует на нас через органы чувств. Если бы их (органов чувств) не было, мы бы и не подозревали о существовании окружающего мира. Был бы полный мрак.

Но что есть наше тело? Мы чувствуем голод, жажду, зубную боль, боль в желудке или сердце, ломоту в суставах, чувствуем воздух в наших легкий и пищу в пищеводе. Огромное количество информации поступает в наш мозг из нашего собственного тела. Именно поэтому мы чувствуем положение нашего тела и можем эффективно управлять его движением. Особенно явно мы чувствуем наше тело, когда болеем (когда есть проблемы). Наше тело – это наше ближнее окружение (оболочка).

Человек начинает чувствовать свое тело не сразу. После рождения человек начинает осваивать свое ближнее окружение. Он постепенно начинает осознавать, что у него есть руки и ноги, для чего они предназначены. Из тела и через тело (органы чувств) человек получает информацию об окружающей среде и начинает приспосабливаться к ней (адаптироваться, обучаться). Сначала он учится управлять своим телом. Сначала простые движения, потом более сложные. Человек учится сидеть, поворачиваться, вставать и садится, ходить, бегать, прыгать. Освоив собственное тело, человек идет дальше. Он изучает окружающие его предметы и людей, учится воздействовать на них, как на свое тело. Он пытается “расширить свое тело”, расширить свои возможности в окружающем мире. Освоенная часть окружающей среды человека (включая тело) играет роль инструмента для расширения границ среды.

Кроме внешних сигналов и сигналов из тела, человек ощущает свои мысли. Это информация, которая поступает в область сознания из глубин подсознания. Мозг – это тоже часть тела человека. Ощущение собственного “Я”, это нечто виртуальное. Если “Я” – это и есть человек (личность), то тело – это окружающая среда этого “Я”. Мозг – самое близкое к “Я” окружение. Подсознательные процессы (работа памяти) происходят в самой близкой оболочке “Я”. Тем не менее, это тоже окружающая среда, с которой “Я” производит информационный обмен. Если “Я” не получает из окружения информации и не воздействует на окружение, то это “Я” не существует.

В процессе жизни человек стремится увеличить свое влияние в окружающем мире. Сначала это влияние распространяется на собственное тело. Затем - на “видимые”, окружающие человека предметы, людей, животных. Человек осваивает обстановку в доме и вокруг. Постепенно развивается абстрактное мышление. Человек может представить предметы, которые он не видит в данный момент (не ощущает органами чувств, но мысленно представляет). Человек учится ставить и достигать определенные цели, строит модели будущего. Человек на опыте и теоретически постигает законы природы, учится их использовать для достижения своих целей. Он стремиться понять как устроено его тело, чтобы меньше болеть и эффективнее работать. Он изучает традиции, общественные законы, экономику, приобретает профессиональные знания и навыки. Он заводит друзей, создает свое дело, путешествует. Он стремится познать мир и проявить себя в нем. Но у каждого свои границы: желания, способности, энергия, возможности. Наконец, жизнь человека ограничена. У каждого человека свое представление об окружающей среде. У каждого человека своя окружающая среда. Но среды людей пересекаются, только благодаря этому возможна коммуникация.

Каждый человек своей жизнью оставляет след в окружающей мире. Его тело, отдельные предметы и даже другие люди служат средством для выражения “Я” человека в окружающем мире. Если у человека нет контактов с другими людьми, след его будет ничтожен. Но контакты (коммуникации) могут иметь бесчисленное множество способов реализации. Конечно, при хорошем обобщении их можно свести к нескольким основным механизмам.

Один человек может передать другому человеку информацию различными способами. Устно в разговоре, письменно, жестами. Когда один человек видит другого, он уже получает от него информацию. Он видит его тело. Он видит размеры человека, его пол, примерный возраст, черты лица (красивый или урод), позу, выражение на лице, глаза. Он может понять состояние человека и его намерения. Происходит коммуникация.

Когда два человека находятся рядом и разговаривают, между ними происходит коммуникация. Говорящий создают в своем сознании мысль (образ) и хочет передать ее другому. Он создает в окружающей среде определенные изменения, которые повлияют на органы чувств другого человека. Прежде всего, он воздействует на свое тело, посылая команды из мозга на определенные группы мышц. Сокращения мышц приводят к возникновению акустический колебаний в окружении его тела. Колебания воздуха достигают слуховых органов другого человека. Это оказалось возможным, потому что окружающая среда первого и второго человека пересеклись. Говорящий произвел изменения в окружающей среде слушающего. Колебания воздуха вызвали в теле другого человека определенные энергетические изменения, которые были опознаны его разумом как слова. Слова возбудили память и вызвали в сознании слушающего определенную мысль (образ). Но никто не может сравнить образ в сознании говорящего (отправителя) с образом в сознании слушающего (получателя). В общем случае, эти образы различны. Степень их близости зависит от многого. Образы будут ближе, если передаваемая мысль более конкретна, если эти люди давно знают друг друга, часто и плодотворно общаются, имеют близкий уровень культуры и образования, близкие интересы. Несовпадение образов – корень многих проблем человечества. Адекватная передача мыслей, идей, образов, ощущений – цель коммуникации. Изменения, которые мы производим в окружающем нас мире, когда говорим, слушаем, пишем, читаем, ходим, работаем, создаем, строим, разрушаем, - все это средства коммуникации. Почему, когда мы читаем или слушаем, мы тоже производим изменения в окружающей нас среде? Это должно быть понятно, когда будет понятна концепция памяти, как части окружающей среды нашего Я.

Человек может выразить свои мысли письменно. Опять же, чтобы передать мысль (выразить себя), он производит изменения в окружающей среде. Он воздействует на свое тело, чтобы оно, в свою очередь, произвело изменения в следующем уровне окружающей среды. Человек достает лист бумаги и ручку. Это уже само по себе есть изменение в окружающей среде. Затем он пишет текст или рисует. Он воздействует на мышцы рук, чтобы на бумаге остались следы чернил. Краска на бумаге (текст или рисунок) – это след человека. Человек произвел эти изменения в своем окружении с целью передачи информации другим людям. Человек, который написал, может умереть, но след его может остаться. Когда лист бумаги с написанным текстом попадет в поле зрения (в окружающую среду) другого человека, эта краска на листке бумаги может воздействовать на него через зрение, что приведет к формированию осмысленного сообщения (коммуникации).

А имеют ли смысл следы краски на бумаге (написанный текст), если никто другой этот текст никогда не прочитает? Ответ – Да! Человек сам может прочитать этот текст спустя некоторое время. Память человека не может удержать все то, что было написано этим человеком раньше. Точнее, человек не способен вспомнить. Записи помогают. Человек как бы расширяет свою память и делает ее доступной для других. Это книги, аудио и видео записи, компьютерные базы данных и прочее. Человек делает в окружающем его мире осмысленные изменения, которые фиксируют определенные события, факты, намерения, теории.

Но что есть память человека? Если тело это окружающая среда человека (оболочка “Я”), а мозг это часть тела, то память – это изменения, сделанные в этой оболочке. Память – это следы, которые человек оставил в самом ближнем слое своего окружения. На самом деле, изменения в этом слое могут быть вызваны внешними (неосознанными) сигналами. Есть какие-то механизмы (“внутреннее зрение”), которые позволяют человеку ощущать эти изменения (следы). Это механизмы вспоминания.

Таким образом, в процессе освоения и расширения окружающей среды и усиления своего влияния, человек расширяет возможности своей памяти. Память становится коллективной, общечеловеческой. Общество и его отдельные группы (организации) превращаются в социальные организмы, которые можно уподобить человеку. Возможности отдельного человека ограничены. Возможности организации куда больше. Организации могут расти количественно, покрывать большие территории, “беспредельно” расширять свое влияние на планете и в ее окружении.

Вернемся к коммуникации. Чтобы выразить себя и передать другим людям свои мысли, человек может создать картину, скульптуру, написать или исполнить музыку, поставить пьесу, написать книгу. Поступки могут быть плохими и хорошими, с точки зрения других людей. Преступник тоже воздействует на мир, совершая преступление. Это тоже акт коммуникации. Но преступник - исполнитель может быть всего лишь инструментом («продолжением тела») другого человека, который создает в своем сознании образ будущих изменений.

Люди проектируют и строят дома, дороги, автомобили, самолеты, компьютеры, одежду, производят продукты питания. Все они воздействуют на окружающую среду и производят в ней определенные изменения, чтобы оставить свой след в этой памяти. Вся планета – это огромная память человечества. Каждый оставляет на ней свой след. Это города и дороги, плотины и пирамиды, парки и книги, дети и их мысли, человеческая культура, состояние окружающей среды вообще.

Человек получает информацию не только от других людей “непосредственно”. Каждый предмет содержит в себе информацию. Эта информация запечатлена в форме предмета. Форма – это весь комплекс атрибутов, посредством которых предмет проявляется в материальном мире. Это структура, размеры, цвет, качество материала, из которого сделан предмет, вес, другие физические свойства. Формы – это технология производства изменений в окружающем мире. Это способы запечатления смысла. Таким образом, каждый предмет материального мира имеет форму и смысл (суть), который выражен этой формой. Смысл – это то, что извлекает из формы наше сознание. Книга и изображение букв (краской) на ее странице, слова, фразы, разделы – все это форма. Суть книги (или содержание) в тех мыслях, которые закодированы текстом книги. Смысл извлекается (постигается) во время прочтения книги, в процессе идентификации подходящих образов в памяти человека, в процессе создания (конструирования) новых образов.

Другой пример. Дом – это форма. Смысл его постигается, когда в нем живут и получают соответствующие ощущения – тепло, уют, защиту. Строители дома с помощью своих тел и других орудий производства произвели изменения в своей окружающей среде. Эти изменения приняли форму дома. Строители (подобно писателю) тщательно все продумали (это всегда желательно). Они запечатлели в этой форме свои мысли (материализовали). Если же строители все делали строго по чертежу, то они были инструментом архитектора, который проектировал этот дом. В этом нет ничего плохого, каждый занимается своим делом. Архитектор, чтобы выразить себя, произвел изменения в своем окружении. Эти изменения приняли форму чертежа. Чертеж попал в поле зрения строителей и повлиял на их память (знания). Чертеж в сознании строителей сыграл роль программы, которая управляла поведением строителей. Строители построили дом, образ которого создал в своем сознании архитектор. Но этот образ прошел и через сознание строителей. Если коммуникация посредством чертежа оказалась неэффективной, жильцы получат не такой дом, который задумал архитектор.

Жильцы дома в процессе проживания в нем получают от формы предмета (дома) информацию. В их сознании формируется образ дома. Они как бы “читают” книгу, которую “написал” архитектор и “напечатали” строители. Возможно, что в их голове сформировался примерно тот же образ, что и в голове архитектора. Тогда коммуникация удалась, архитектор донес до людей свои мысли, достиг своей цели. Но вполне возможно, что архитектор думал одно, а на практике получилось совсем другое. Аналогично может быть и с писателем, и даже с обычными людьми, которые разговаривают между собой. Один говорит одно, а другой слышит совсем другое, делая вид, что все понял.

Способы коммуникации в современном обществе могут быть очень сложные. В производственных процессах участвует огромное количество людей и организаций. Каждый человек работает на определенном участке технологической цепи. Реализуются идеи, авторов которых давно уже нет в живых. Старые идеи трансформируются в новые коллективными усилиями. Этот процесс многократно повторяется. Люди имеют доступ к средствам массовой информации. Трудно идентифицировать автора идеи. В результате получается, что вещи, которые мы видим, создаются усилиями “всего” человечества. И соприкасаясь с такими вещами, человек участвует в глобальной коммуникации. Хорошо это или плохо – отдельный вопрос.

Люди научились оставлять в окружающем мире не только “статические” отпечатки своей деятельности, но и “активные механизмы”, которые воспроизводят или имитируют мыслительные процессы их авторов. Компьютерные системы и искусственный интеллект, тем не менее, подобны книге или дому. Кто-то (пользователи) их тоже будет “читать” и получать информацию (ощущения), которая создаст в сознании образы. Целые города и страны подобны книгам. Когда человек приезжает в незнакомый город, это подобно тому, что он открыл новую книгу. Путешествуя по городу, человек “читает” город. Город стал окружением человека, и это окружение производит определенные изменения в памяти человека (в его ближней оболочке). Происходит копирование образов из одной памяти в другую. Город запечатлевается в памяти человека (оставляет след). Архитектор этого города производит обратное копирование. Он копирует образы (формы) из своего сознания в формы городской архитектуры (дома, дороги, парки). Город – это след деятельности людей. Город – это большой кусок памяти. Люди материализовали свои мысли. Человек, приезжая в город, читает эти мысли, получает тем самым от создателей города информацию, копирует их мысли и воссоздает их в своем сознании. Но те ли это мысли, что были в головах создателей города? Это вопрос коммуникации.

Для каждого из нас новой книгой, которую можно “прочитать”, является новый человек. Сам по себе человек – это след цивилизации. В каждом человеке запечатлены мысли многих других людей и эпох. Общаясь с человеком, читая эту волшебную книгу, можно узнать обо всем, с чем этот человек соприкасался (как лист бумаги), что попадало в его окружение, что входило с ним в коммуникацию. Окружающие нас люди (наши знакомые и коллеги) расширяют возможности нашей собственной памяти.

Если человек не оставил в окружающем мире никаких следов, значит его не было, с точки зрения этого мира. Если человек не получает из окружающего мира никакой информации, значит этот мир не существует для человека. Только мы должны быть более точными в определениях. Если человек ступил на Землю, он уже оставил след в этом мире. Если человек имеет хоть одно из чувств, он получит через него информацию об окружении. В обоих случаях произойдет коммуникация.

Но что же важнее, энергия или информация? В мире нет информации как таковой. Мир это сложнейшая энергетическая система. Энергия аккумулируется в веществе, создавая всевозможные материальные формы. Материальные формы трансформируются и распадаются. Вещество переходит в энергию и обратно. И все имеет смысл. Человек научился понимать язык форм, научился копировать формы и манипулировать ими в своем сознании (мышление). Человек научился управлять энергией и использовать ее для накопления (память) и передачи (коммуникация) мыслей (образов). Человек вкладывает в материальные формы смысл (содержание). Он создает специальные формы, единственное назначение которых коммуникация (держать и передавать смысл). Так появилось понятие информация, и человек стал информационным существом.

Для человека, как информационного существа, нет ничего в мире, кроме информации. Через информацию мы ощущаем свое присутствие в этом мире. Получая информацию, мы понимаем, что мы сидим, идём, бежим, прыгаем. Боль – это сигнал тревоги, который извещает нас об опасности. Информация идет из больного органа, больного зуба, раны на теле, от руки, которая соприкоснулась с горячим утюгом. Мы получаем информацию о болезни наших родственников, о проблемах в нашем городе, о военных действиях на окраинах нашей страны, о приближающейся к Земле комете. Если сообщение говорит об угрозе нашей окружающей среде, нам становится “больно”, потому что это угрожает жизни (выживанию). Любые изменения в окружающей среде человека, так или иначе, влияют на него. Разумный человек способен оценить эти изменения – пойдут они на пользу или будут во вред.

У каждого человека свой диапазон, свои масштабы, свои интересы. Один замкнут в себе, другой в семье, третий в рамках организации. Большинство людей, однако, не осознают свое реальное окружение, которое оказывает на них влияние и на которое неосознанно влияют они. Часто своими действиями люди создают проблемы для других. Люди дышат отравленным воздухом, потребляют некачественную пищу, получают искаженную информацию. От всего этого они получают ощущения. Они чувствуют, что им трудно дышать, что им труднее жить. Отравляющие вещества попадаю в организм (в тело), поражают отдельные органы. Т.е. производят изменения в ближней оболочке человека. Информация об этих изменениях доходит до сознания как боль, болезнь, проблема (образ). В какой-то момент человек узнают, что у него рак, что он умирает. Вряд ли этот образ соответствует мыслям тех людей, которые производят некачественное материалы, оборудование, автомобили, продукты питания. Коммуникация здесь не удалась.

Создатели организационных и компьютерных информационных систем (этого сайта, например) должны понимать, что такое коммуникация. Их роль, их миссия (“след” в этом мире) в том, чтобы научить других людей лучше понимать друг друга, эффективнее взаимодействовать друг с другом и с окружением системы.

Мощные современные технологи это всего лишь коммуникационные средства человечества, которые позволяют ему интегрироваться в единый сложный организм, способный входить в коммуникацию с космосом. Например, космические полеты, наблюдения удаленных объектов в телескопы, космические эксперименты.

Подведем итоги. Человек в целях выживания и развития научился читать (понимать) язык форм материального мира, научился управлять энергией и создавать искусственные формы, которые копируют мысли человека, сохраняют и перемещают их в пространстве и времени. Человек расширяет свое окружение и свою память. У больших групп людей и человечества в целом создается общая интегрированная окружающая среда, которая сохраняет следы деятельности отдельных людей (это и города, Internet, книги и сами живые люди). Каждый человек, его “Я”, входит в коммуникацию со своим окружением, которое включает его собственный мозг (память), тело, других людей (живущих и живших ранее), животных, растения, весь доступный физический мир. В процессе соприкосновения с окружающим миром, человеческий организм получает разнообразные энергетические воздействия (электромагнитные, акустические, гравитационные, тепловые, ощущение плотности вещества, давления, концентрации вещества и прочее), которые он научился интерпретировать, извлекая из этих материальных форм смысл – информацию. Человек научился кодировать этот смысл с помощью создания мыслительных (возможно тоже материальных) форм в своей памяти (знания) и материальных форм во внешнем для организма окружении.

Вся деятельность человека во внешнем мире – это создание форм материального мира, которые суть копии его мыслительных образов. А мыслительные образы суть копии форм внешнего мира. Но человек не просто копирует, он творит, создает, преобразует, делает выбор, принимает решения.

Пока человек живет, он ощущает окружающий мир, интерпретирует его воздействия, получает из окружения информацию. Как бы мы не называли знакомые нам по жизни вещи и явления, человек ощущает их только через соответствующие образы в своем сознании, которые формируются благодаря получению информации из окружения. Мы не видим вещество, мы не видим энергию, мы не видим себя и других людей, мы ощущаем только их образы в своем сознании. То, что происходит в подсознании, имеет смысл для человека (существует), только если это когда-нибудь всплывет из глубин подсознания на поверхность сознания (как из глубин океана на его бурлящую поверхность), где мы и ощущаем жизнь. Создавая и воспроизводя образы окружающего мира (включая собственное тело), человек мыслит и принимает решения. Его решения исполняются телом, которое в свою очередь может воздействовать на окружение человека и произвести в нем изменения (следы). Не все решения осознаются. Природа человека такова, что его тело (дом души человека) во многих случаях работает автономно на благо человека. Человек копирует эту технологию, создавая сложные эффективные жилища и оборудование, организации и искусственный интеллект.

 


Cтатья или другие материалы сайта оказались для Вас полезными? Авторы сайта и все члены сообщества будут Вам очень признательны, если Вы поддержите проект в любой, доступной и удобной для Вас форме. О различных способах поддержки портала LeanZone.ru подробно рассказано в статье "Поддержать LeanZone.ru". Поддержав портал Вы будете способствовать повышению популярности ресурса и привлечению более широкого круга посетителей к решению рассматриваемых на сайте проблем.

При цитировании материалов статьи обязательно указывать ссылку на источник. Полная перепечатка текста статьи возможна лишь с разрешения автора. (c)Copyright 2009, LeanZone.ru