Стратегия вещь не бумажная. Она должна жить не в файлах, а в Душах, Сердцах и Головах людей (носителей стратегии), в их повседневной активности.

 

1. Признаком наличия Стратегии является ясность, которая наступает в головах и которая проявляется при принятии, реализации и оценке исполнения практически любых решений. Например, приходит кто-то в кабинет финансового директора, чтобы обсудить финансирование закупки, а в головах у них одна, общая для них Стратегия. Они уже не спорят как обычно, они говорят на одном языке (на языке Стратегии) и вместе заинтересованно ищут лучшее решение для реализации этой Стратегии. Они реально осознают себя сидящими в одной лодке, когда курс задан.

2. Стратегия должна быть успешной. Т.е. решения, принятые в соответствии со Стратегией, ведут к Цели, к Успеху. Никому не нужна «ясная стратегия», ведущая в тупик или на обочину успеха. В этом сложность - как создать действительно успешную стратегии или как создать и удерживать конкурентные преимущества.

3. Стратегия - это же не только рынок, клиенты и продукты. Какое производство создавать, каких людей привлекать, сколько платить, как мотивировать, - это тоже часть Стратегии, а не тактика. Совершенно недостаточно написать - «модернизация персонала» или «мотивация...». Нужно сформулировать те Ценности и Принципы, которые лягут в основу корпоративной культуры.

4. Стратегия вещь не бумажная. Она должна жить не в файлах, а в Душах, Сердцах и Головах людей (носителей стратегии), в их повседневной активности. Если мы имеем файл, даже подписанный всеми, с именем «Стратегия», но люди не чувствуют общих целей и принципов работы, значит у нас нет Стратегии или она не работает.

5. Мы люди и хотим жить лучше. Стратегия должна реализовывать интересы достаточно большой группы сотрудников и заинтересованных лиц. В идеале - всех сотрудников. Как минимум, - лидирующей группы, состоящей не только из топ-менеджеров и акционеров, но и из менеджеров среднего звена и всех ведущих специалистов. Не будем забывать, что человек стремится к достижению только своих целей.

А теперь посмотрете на написанное о стратегии вашей компании и оцените на соответствие этим требованиям. Думаю, что пока ещё мало соответствий.

Комментарии   

#1 Алексей Васильев 02.06.2009 13:50
Суров ты, Царь-батюшка! Последним предложением прям в сыру землю по пояс вогнал! Но прав, конечно. Оттого, что руководители игнорируют личные интересы людей, эти интересы никуда не исчезают, более того - уходят в подполье. А партизанская война, как известно - вещь очень эффективная (в данном случае - со знаком "минус"). Как сказал один умный человек, не следует заставлять людей делать выбор между правильным и выгодным. Стратерия должна быть не только ясной и успешной, но и выгодной работникам (не сиюминутно, конечно).
#2 Дмитрий Стукалов 02.06.2009 14:57
Цитата:
Стратегия вещь не бумажная. Она должна жить не в файлах, а в Душах, Сердцах и Головах людей
Немного тут не согласен. В душах и сердцах, а еще в головах стратегия должна родиться, обрести черты и постоянно актуализировать ся. А вот носитель стратегии должен, пожалуй, быть бумажным документом, доступным всем от кого зависит ее выполнение, понятным всем и отвчающим на вопрос КАК. Наличие такого документа это важная часть повседневной целенаправленно й деятельности, способ избежать тупиковых ситуаций, всегда чувствовать вектор принятия решений. Есть вопрос - загляни в документ. На мой взгляд документированн ая стратегия - это основа для взаимопонимания и согласованного принятия решений.
#3 Александр Пятков 02.06.2009 15:54
Но как часто мы видим, когда формальный документ есть, а решения принимаются "по понятиям" (двойные стандарты). Сам документ ничего не значит, если то, о чем там написано, не реализуется на практике, если не гармонирует с личными целями многих людей, если документ только для того, чтобы он был. Как и сертификат качаства без качества процессов и продукции. Я не против документов, я за то, чтобы они были приняты людьми и исполнялись. А это без души трудно сделать. Я об этом написал.