Разговоры об отечественных методах «управления» уже порядком навязли в зубах. Свое личное отношение к современному российскому менеджменту я уже достаточно полно изложил в (довольно злой) статье «Грязные князи». Как говорилось в легендарной комедии 90-х «Ну, все что знал, сказал!». Добавлять что-либо к сказанному, и вообще каким-либо образом возвращаться к этой теме, ей Богу, не хочется. Однако, все новые изобретательные средства «управления» персоналом не могут оставить равнодушным.

Мода устанавливать видеокамеры на предприятиях повелась уже давно. В производственных цехах это бывает оправдано даже с позиций самих производственников: не дай Бог, погрузчик что-нибудь снесет - потом устанешь правду искать, все дружно пойдут в отказ (как не убеждай, что не наказать хочешь, а предупредить повторный инцидент). Или, скажем, охрана, оправдывая собственное существование, возьмется инкриминировать производственникам всякую чушь... Зачастую именно видеозапись и помогает оправдать своих людей.

Таким образом, лично я могу смириться с «всевидящим оком» в производстве. На прилегающих к производственным зданиям территориях и автостоянках - нет вопросов. Но с какой целью устанавливают камеры в рабочих кабинетах ИТР? Чтоб не расслаблялись? Тогда, кроме оскорбленных чувств, никакого результата не будет. (А может быть, начальство с помощью камер потери ищет? Как-никак, XXI век на дворе, соответствовать надо! Бережливое производство, непрерывное совершенствование, кайдзен там всякий...)

Также не совсем понимаю необходимость камер в бытовых помещениях. Там же люди переодеваются! Или камеры помогают "топам" за порядком следить? Так уважающему себя директору не грех и ножками до бытовок дойти, так сказать, лично ознакомиться, в каких условиях моются, переодеваются, а зачастую и кушают работающие на него люди.

Сейчас в реальном времени наблюдаю еще одно модное нынче увлечение, в костер которого изрядно подбросил дров кризис - создание отделов внутреннего контроля («...аудита», «...оптимизации штата» и др.). Этакий карманный КГБ. Наняли бывших мент... гм-м... сотрудников МВД, которые без зазрения совести начали чуть ли не личные тумбочки шмонать. (На эту тему потрясающий фильм есть - «Сделано в СССР», с Джигарханяном и Куравлевым в главных ролях. Найдете - не пожалеете.) Отбив у людей последнее желание работать, «аудиторы» с рвением взялись проверять, на каких сайтах проводят свое рабочее время сотрудники.

Недавно пересматривал сериал «В круге первом», по Солженицыну. Вспоминается эпизод, как тогдашний шеф МГБ, Абакумов, умолял Сталина вернуть смертную казнь - рычагов ломать хребты людям не хватало...

С кризисом участились и вылазки руководства «в поля». По линиям похаживают, лично, так сказать, изыскивают возможности «оптимизировать» и «минимизировать». (Слышали где-то про выжимание воды из сухого полотенца, и теперь выжимают пот и слезы из наших спецовок.) Попутно, несколько раз на дню, дают ЦУ по последовательности выполнения заказов, графикам отгрузок, срокам ППР, и даже способам упаковки продукции... Наверное не знают, что каждое такое ЦУ перечеркивает часы, а то и дни работы планового отдела. Наверное, не понимают, что каждое такое ЦУ, даже самое толковое, является бестолковым в принципе, поскольку представляет собой грубое вмешательство в чужой процесс. Увы, часто топ-менеджеры имеют весьма слабое представление даже о своих обязанностях, и с их легкой руки мы все выполняем не свою работу, а опускаемся на одну-две должности ниже: генеральный директор руководит упаковкой, начальник цеха пишет инструкции за технолога, главный инженер заказывает прокладки для насосов...

После всего этого первые лица искренне недоумевают, почему «с низов» не поступает никаких... предложений по улучшениям (!). Все попытки намекнуть на реальные настроения «на земле» разбиваются об оловянный взгляд и какую-то внеземную логику: «Но они же обязаны это делать! У них в должностных инструкциях записано...». Вчера лично стал свидетелем: утром поступила команда сократить четверть личного состава, а вечером - приказ "наладить работу по рацпредложениям" (аудит же через три недели). Это НЕ шутка.

Этак мы в лицемерии рискуем переплюнуть даже американскую «демократию», которая, уничтожая тысячи мирных граждан другой страны на другом континенте (Югославия, десять лет назад), дала своей «акции» название «Милосердный ангел»...

Уважаемые руководители предприятий! Пожалуйста, на время отвлекитесь от вопроса "как заставить людей работать?", и подумайте над тем, как побудить их захотеть работать.

 

Комментарии   

#1 Дмитрий Стукалов 30.04.2009 09:18
После ветки на форуме "Оптимизм + авантюризм: взболтать но не смешивать" к нам стали наведываться поклонники Яна Флемминга. Теперь чувствую и медработники на портале будут нередкими гостями!
;-)
Шизофрения, о которой пишет автор не возникла сама по себе. Но мой взгляд, это закономерное историческое, социо-культурно е образование с элементами естественного отбора. Здесь сложились несколько принципов: не сожру я - сожрут меня, доверяй но проверяй, я начальник, ты дурак, которые замешаны в атмосфере недоверия и подозрительност и. "Как же! Я деньги плачу, надо следить чтобы не воровали, чтобы работали, чтоб по интернетам не лазили. Камеры везде поставить!" Какой то эффект наверняка будет, но никто не запретит работникам даже под камерами работать в полсилы или и того меньше!

Кризис ко всему этому добавил "озверина". Задача повышение эффективности работы персонала стала маниакально-нав язчивой идеей, решение которой видится только в одном: резать всех до последнего (в смысле увольнять), остальных нагружать работой и смотреть как работают! Наблюдать, экспериментиров ать! Что время на отдых осталось? Так - еще одного уволить!

Впрочем что-то это уже не шизофренией пахнет, а садизмом! Да мало ли еще в нашем обществе явлений, которым можно поставить медицинский диагноз!
#2 Павел Коган 30.04.2009 09:21
"утром поступила команда сократить четверть личного состава, а вечером - приказ "наладить работу по рацпредложениям " (аудит же через три недели)" - Вот так у нас все и происходит, кошмар, противно просто. Статья хорошо показывает, что наши руководители ничему не хотят учиться, не хотят они понимать простейшую психологию личности. Ну как с такими внедрять Лин? Вот эти двойные стандарты уже так надоели. Говорим одно, делаем совершенно другое. Вот эта тупость, порой, далеко не глупых руководителей, удивляет настолько, что и представить себе не можешь, как люди могут управлять всем этим? И так долго. Вот поэтому все в России в полной ж...
Спасибо, Алексей за хорошую статью.
#3 Александр Пятков 30.04.2009 17:37
«Похоже, «вожди» имеют весьма слабое представление даже о своих обязанностях, и с их легкой руки мы все выполняем не свою работу, а опускаемся на одну-две должности ниже»
Такая история по теме. Топы как всегда заняты, им некогда подумать о будущем (цели, стратегия), некогда поговорить с людьми, некогда учиться и тем более обучать кого-то. Гл.инженер очень любил утренние планерки и не только. Разумная часть участников (большая) не понимала смысл этих построений и перекличек, потому что все серьезные вопросы решались «после планерки» (термин такой прижился). Провели реформу и фактически освободили гл.инженнра от оперативного управления текучкой. Появилась команда основного сквозного бизнес-процесса , один из руководителей среднего звена стал менеджером всего процесса (новая необычная должность). Теперь он должен отвечать за процесс (вся производственна я цепь, плюс доставка клиентам). Но гл.инженер не готов отпустить бразды правления. Он по-прежнему собирает утром «свою» планерку, менеджер процесса там «в гостях». А вечером менеджер процесса собирает уже свою планерку. Получается две в день. Гл.инженеру намекают и говорят открытым текстом, что его разгрузили от текучки и теперь у него есть время для перспективы, для решения фундаментальных (инженерных) задач. А он как бы не слышит и говорит генеральному: «получается я теперь не нужен что-ли». Не готов он не только расти и подниматься, но и своим делом заниматься, быть топ-менеджером. Так и тянет порулить процессом «по своему», как привык, т.е. по понятиям.
#4 Владимир Худяков 23.12.2011 17:23
Большое спасибо автору за поднятие в своих статьях таких, на мой взгляд, актуальных, животрепещущих тем. Сам не далее чем полгода назад "прозябал" под подобным руководством. Все в точку.Приведу еще пару примеров, связанных с работой службы безопасности.
1. На одном предприятии служба безопасности участвовала в процессе закупки. Производственны й специалист 9мой приятель) подал заявку на закупку необходимой запчасти У ПРОИЗВОДИТЕЛЯ. Бдительная служба безопасности отклонила заявку, мол есть поставщик на те же запчасти, но по меньшей цене. Приятель звонит туда, спрашивает мол кто производитель? Оказалось производитель тот же самый! На вопрос как так может быть, поставщик, помявшись сказал, "Деталь восстановленная ...". То есть БУ или исправленный брак. Потратив еще неделю на беготню по бдительным стражам порядка деталь все-таки купили, но планируемые сроки были сорваны. А теперь внимание - за срыв сроков наказали моего приятеля!
2. А вот из собственной практики. Внедряем комплекс мероприятий по развитию. Одна из задач - вовлечение персонала. Одно из мероприятий по вовлечению - создание корпоративной библиотеки для работников, в том числе по лину, кайдзену, проектированию бизнес-процессо в и т.п. По 2-3 книги по каждой теме. Бдительная безопасность сказала: "Зачем покупать две книги, если можно купить одну?"... Занавес. Так и подмывало спросить:"Вы в библиотеке когда-нибудь были, господа?"