Что наемный управленец продает компании-работодателю? Что он старается отобразить в своем резюме наиболее выпукло? Что является предметом купли-продажи?

Заочно - тщательно отшлифованный послужной список, выверенные фразы, несколько припудренные факты биографии, достижения, которым перо придало вящую монументальность. Все чинно и благопристойно.

Очно - на собеседовании - мы продаем не более чем словарный запас, общую эрудицию, обаяние и умение ловить «резонанс» с собеседником. Все это приправлено щепоткой фантазии, и лицедейством на кончике ножа.

Наше резюме - это не эскиз, сделанный экспромтом, несколькими мазками, легко, на одном дыхании (и от этой мнимой незавершенности удивительно свежий и правдивый). Не-е-ет! Резюме - это портрет маслом в полный рост (а то и на коне, опирающемся копытом на ядро), в дорогой тяжелой золоченой раме, делавшийся долго и основательно. Некоторые фрагменты по нескольку раз счищались и переписывались заново, пока не налились тягучим спелым соком... Все это я к тому, что бумага все стерпит, а впечатления от знакомства (пусть даже весьма обстоятельного) зачастую бывают очень далеки от последующего мнения о человеке, которое складывается через пару месяцев совместной работы.

Теперь взглянем на процесс купли-продажи труда с другой стороны. На что, в свою очередь (и прежде всего) обращает внимание работодатель? Что он придирчиво рассматривает перед покупкой? Образование, опыт работы, специальные знания и навыки? Несомненно: работник с опытом быстрее включится в рабочий процесс, быстрее начнет себя окупать. Отношения работник-работодатель - это тоже бизнес: платить наемнику дороже, чем он стоит (приносит пользы) значит работать себе в убыток. В известном смысле, нам всем недоплачивают, и эта «дельта» - прибыль работодателя, игрока на рынке труда.

Ну так вот, опыт и навыки позволяют вновь прибывшему быстрее влиться в коллектив, чтобы начать работать... как? Успешно выполнять сложные задачи, но при этом упорно создавать миф о собственной незаменимости? Добросовестно выполнять все должностные обязанности, но продукт труда «перебрасывать через стену»? Действительно много работать, но при этом гипертрофировать впечатления окружающих от своей работы с помощью различных «шумовых эффектов» и «игры на публику»? На совещаниях энергично поддерживать инновации руководства, а в кулуарных беседах с коллегами называть все это бредом?

Обсуждения на тему специалистов высокого класса, не желающих делиться опытом, или мастеров своего дела, не способных видеть дальше границ своего отдельчика, уже давно ведутся на страницах портала. Личные квалификация и опыт не являются достаточным условием для эффективной работы и усиления команды в целом.

Здесь вступают в игру другие личностные качества: порядочность, доброжелательность, неутолимая жажда совершенствования (самого себя и своей деятельности), стремление к объединению усилий, умение перенимать у коллег их лучшие деловые и морально-волевые качества... Только вот как все это «оцифровать», чтобы поместить в резюме? Да и на собеседовании вопросы все больше о другом задают. Например, напустив на себя важность, любят попросить подробно описать свой рабочий день на предыдущем месте работы, «прям с самого утра». (При этом терпения слушать хватает, как правило, не более чем на треть ответа.)

Что ж, уважаемый работодатель, что покупаем, то и имеем.