Печать
Категория: Системы менеджмента качества

 

Данная статья посвящена документу, который является одним из прикладных инструментов управления, применявшихся автором и прошедших проверку практикой на целом ряде отечественных промышленных предприятий. В производственном обиходе он получил рабочее название «Экран качества» (здесь и далее для краткости будем использовать аббревиатуру ЭК). Приведенные в статье документы заимствованы из реальной производственной жизни (где они не только прижились, но и доказали свою полезность) и представлены без всякого «макияжа». (Незначительные изменения произведены лишь в ссылках документов друг на друга, для повышения удобочитаемости.)

Приведена субъективная оценка эффективности ЭК. Описаны трудности, возникавшие при его использовании, и реакция подчиненных и коллег на его применение.

 

Идею и само название - «Экран качества» - я позаимствовал у коллег-предшественников, существенно переработав внешний вид и порядок ведения. Полное официальное название ЭК - «Замечания по качеству продукции и процессов». Его внешний вид, правила ведения и образец распоряжения о введении в действие приведены в файле «Экран качества», располагающемся в файловом хранилище портала. (По традиции, он представлен в pdf-формате, однако, желающие могут получить по электронной почте и исходники (Word, Excel), направив сообщение авторам портала.)

Как видно, полное название документа говорит о том, что он органично интегрирован в систему менеджмента качества. Действительно, статус ЭК, заявленный в его «шапке», звучит как «зарегистрированная запись по качеству». Это означает, что, как и любая другая запись по качеству, ЭК подлежит управлению по определенным правилам, т.е. имеет установленный регламент генерации, обновления, обработки, архивирования и хранения. Разумеется, ЭК должен быть внесен в общезаводской перечень записей по качеству.

Что же представляет собой ЭК с точки зрения цехового персонала - скажем, сортировщика, водителя автопогрузчика или мастера участка? Это висящая на хорошо освещенной цеховой информационной доске «простынь», которая вручную склеена из десятка листов формата А4, распечатанных на обычном принтере (к сожалению, широкоформатной офисной техники в нашем цеху не было). Документ состоит из «шапки» и табличной части. Думаю, «шапка» не требует пояснений. Разве что стоит отметить, что «установленный порядок ведения документа» описан в «Распоряжении о введении в действие Экрана качества» и «Порядке ведения Экрана качества».

Рекомендация из практики автора: поскольку ЭК среди прочих содержит записи критического характера в адрес конкретных работников, то, по этическим соображениям, лучше разделить его на две части: ЭК по рабочим разместить в помещении цеха, на информационном стенде, а ЭК по мастерам - вне всеобщего обозрения, в кабинете начальника цеха. Оговоримся, что ЭК по мастерам вообще может понадобиться только в том случае, когда их количество превышает 5-7 человек (в случае автора их количество превышало 15).

Перед описанием табличной части - собственно, «тела» ЭК - обратимся к общим положениям.

 

Экран качества как средство коммуникации

 

На взгляд автора, причиной отсутствия (недостатка) взаимопонимания между различными слоями производственного, коллектива (начальник, мастера, рабочие) является прежде всего дефицит полноценного общения. В лучшем случае, начальник и мастера, работающие в режиме «тушения пожаров» и без конца «раздергиваемые» новыми вводными «сверху» (увы, как правило, бессистемными и лишенными приоритетов), находят время лишь для общей ежедневной планерки максимальной продолжительностью полчаса-час. Здесь на обсуждение выносятся всевозможные темы: как оперативные, так и имеющие стратегический характер; здесь разрешаются споры и конфликты, контролируется выполнения текущих проектов - одним словом, все, вплоть до поздравлений с Днем рождения. Общение, конечно, иногда носит несколько сумбурный характер, но протекает очень плотно: производственная жизнь не скупится на события и проблемы.

Что касается встреч руководства цеха (в частности, начальника) с рабочими, то они, как правило, вообще редки и имеют поводом значительные события в жизни производства, в частности: изменения в оплате труда, массовый выпуск брака, получение рекламаций от потребителя, реорганизация участков, ввод в действие новой документации, грубые нарушения трудовой дисциплины, серьезные конфликты и др. [1]. Таким образом, и к великому сожалению, общение происходит в основном по негативным поводам. Собирать же рабочих для того, чтобы пообщаться с ними «от первого лица», разъясняя нюансы оперативных мероприятий, или же просто для «политинформации» (т.е. доведения последних важнейших решений, новостей и веяний в компании), и вовсе нет никакой возможности. Увы, «тушение пожаров», на сегодняшний день - самая популярная и востребованная управленческая технология в России.

ЭК призван частично восполнить этот пробел, являясь для цеховой администрации хорошим оперативным средством сообщить персоналу, какие из текущих вопросов являются на сегодняшний день наиболее актуальными. Таким образом, ЭК помогает корректировать общий курс. В нем предусмотрена и обратная связь (см. графу №9). Образно говоря, ЭК - это цеховой новостной бюллетень, в котором наиболее важные последние события, касающиеся качества продукции и процессов, поданы в интерпретации руководства. Это, если хотите, официальный сайт цеха по проблемам качества.

 

Экран качества как летопись

 

Как следует из предыдущего раздела, в ЭК «оседают» записи о тех событиях в жизни цеха, которые производственное сообщество сочло наиболее важными. Это означает, что ЭК - это летопись цеха, созданная руками его работников. Папки «Корона» с прозрачными файлами, в которых хранятся разложенные по месяцам ЭК - это личный архив цеха, откуда в любой момент можно подчерпнуть как статистику по выявленным несоответствиям и информацию о проделанной работе в области качества (скажем, для подготовки к тематическому совещанию у генерального директора; для включения в традиционный годовой отчет и др.), так и сведения об успехах и неудачах конкретного работника (например, для включения его в списки на квартальную премию; для составления характеристики при представлении на более высокую должность; или наоборот - для подготовки решения о переводе на другую работу или увольнении).

Кстати, об увольнении. В этом вопросе всегда много эмоций и мало четкой аргументации, позволяющей доказать работнику, в чем и когда он был неправ. Более того, сегодня работник и работодатель нередко выясняют отношения в суде - по поводу как увольнений, так и несчастных случаев на производстве. Не секрет, что трудовая инспекция и прокуратура, как правило, становятся на сторону работника. Вот где работодатель выглядит бледно, пытаясь доказать, что за решением об увольнении стояли откровенные разгильдяйство и халатность работника (а в большинстве случаев так и бывает!). Вот где работодателя, наконец, настигает запоздалое прозрение о чрезвычайной важности грамотно выстроенного документооборота. Вот где он горько сожалеет о былом неуважении и даже пренебрежении к документам!

Разумеется, записи в ЭК не являются аргументом в суде. Но на их основе ежемесячно издается приказ генерального директора о премировании (или приказ об объявлении замечания или выговора)! А это уже факты, которые не вырубишь топором.

 

Экран качества как запоминающее устройство

 

Факты, обещания, договоренности имеют свойство очень быстро забываться. В период начисления заработной платы в производственных кабинетах нередко можно слышать такой диалог:

 

- Не-е-е, хренушки Синицын у меня сто процентов премии за этот месяц получит!

- Это почему?

- А у него косяк конкретный в начале месяца был.

- Что за косяк?

- А он допуск по браку «перепрыгнул». По-моему.

- Намного?

- Процентов на семь... Или стоп, это Перепелкин? Где же это у меня (слышен шелест страниц ежедневника)...

Ё-моё, не записал... В общем, косяк за ним - он знает, какой. Я его еще тогда предупредил, чтоб на полную

премию не рассчитывал.

- А что в приказе напишем?

- Да можно «за низкую исполнительскую дисциплину» - кто там разбираться будет?

 

Кто там будет разбираться, мы с вами выяснили чуть выше. Или вот еще типичный диалог:

 

- Воробьеву поощрить бы надо. Деньжат подкинуть.

- Опомнился! Фонд уж весь раскидали...

- Да? Ну, тогда, может, в кварталку ее включить?

- Основания?

- В работе здорово прибавила. В течение месяца сколько распоряжений ей давал - все четко отрабатывала.

- Какие распоряжения?

- Да я сейчас точно не помню, служебки от плановиков приходили... Да и экспериментальную партию она тогда

рассортировала - технологи все в счастье были!

- А номер партии не помнишь?

- Не-а, не записал. Может, двинем на квартальную премию с формулировкой «за успехи в работе»?

- Ну нет! С такой формулировкой сам пойдешь к Николаичу просить!

- Блин. Ну ладно, может, в другой раз...

 

В обоих описанных случаях ЭК мог бы здорово выручить (разумеется, при условии, что в течение месяца его добросовестно заполняли). Он содержит бесценный фактический материал, который помогает руководству адекватно управлять зарплатой работников, поддерживая в них веру в то, что их труд получит своевременную, компетентную и справедливую оценку. Без этой простой вещи про мотивацию и вовлечение можно забыть.

 

Экран качества как буква закона

 

Как написано в п.3 «Порядка ведения Экрана качества» «...должностное лицо, вносящее в ЭК запись о нарушении, обязано формулировать его как нарушение конкретного пункта конкретного документа». В этих словах заключена еще одна миссия ЭК: приучать работников производства (и прежде всего - руководящих) мыслить с позиции и в терминах «буквы закона» - закона хорошо продуманного, грамотно сформулированного, тщательно описанного, официально утвержденного и доведенного под роспись. Единого для всех. Только опираясь на него можно найти решение среди бесконечных препирательств сторон. «Никакие традиции, частные соглашения, негласные правила, устные договоренности и распоряжения и др. - одним словом, правила, не имеющие статуса официально утвержденных - не могут служить основанием для претензий и штрафов»,- говорится в «Порядке ведения Экрана качества».

Не буду кривить душой: в мою бытность начальником цеха частенько 8 из 10 записей в ЭК были посвящены нарушениям, и половина из них увенчивалась штрафом. Вместе с тем, очевидно, что репрессивный уклон - это проблема не документа, а конкретных руководителей. С другой стороны, в производственной жизни нередки случаи, когда ситуацию надо немедленно брать под контроль, «подтягивая» расслабившийся коллектив. Здесь ЭК незаменим. Лица рабочих каменеют, когда мастер, на ходу доставая ручку, словно арбитр желтую карточку, направляется к Экрану.

Впрочем, в более спокойные времена наш Экран нередко пестрел и словами «отлично», «молодцы», обведенными желтым маркером.

Хорошей практикой, подкрепляющей идеологию ЭК, и создающей стабилизирующий противовес в заведомо неравноправных отношениях «начальник-подчиненный», является «суд присяжных» - открытое собрание, на котором работник, получивший в свой адрес в ЭК запись негативного содержания и/или штраф, имеет право оспорить факт нарушения и обжаловать решение администрации. В число «присяжных» входят представители производственных участков (избираются самим участком; по одному от каждого), а также представители администрации цеха. Решение принимается большинством голосов.

 

март 2009

 

 


 

[1] Здесь автор ни в коей мере не забывает о той незаметной, но значительной и важной работе, которую с личным составом практически ежедневно проводят мастера, на территории своих участков.