Для подавляющего большинства компаний Бережливое производство (ТОС, 6σ, TQM, Кайдзен, нужное подчеркнуть) – единственный путь в светлое будущее. Но кто пойдет с нами в одной упряжке, а кого придется тащить, тратя силы и драгоценные ресурсы?

Даже базовые инструменты Бережливого производства, будучи правильно освоенными, способны вывести любое предприятие на качественно иной уровень. Сокращение затрат, улучшение качества, повышение производительности труда и эффективности оборудования. Вот далеко не полный перечень преимуществ развития производственной системы на основе концепции Бережливого производства. Одним из самых ярких показателей повышения эффективности процессов можно считать высвобождение трудовых ресурсов. Другими словами, добиться тех же плановых показателей (и даже превысить их) становится возможным с участием меньшего количества работников.

Цепкий взгляд топ-менеджера сразу усматривает корреляцию между высвобождением трудовых ресурсов и сокращением персонала. Тут же возникает соблазн убрать "лишних потребителей фонда оплаты труда". Эффект от такого управленческого решения заметен сразу и очень легко выражается в цифрах, рассчитанных экономистами компании. Сокращение затрат на персонал, повышение выработки на одного сотрудника и т.д. Но, самый главный эффект – видимость управленческого мастерства Первого лица в глазах акционеров.

Однако, это именно эффект, но не эффективность. Против такого приема нас предупреждают корпорации-лидеры, прошедшие тернистый путь становления Бережливого производства. Негативные последствия скоропалительного сокращения, в отличие от эффекта, проявляются не сразу, но наносят значительный, вред компании. Снижение:

  • привлекательности работодателя на рынке труда,
  • работоспособности оставшихся сотрудников,
  • мотивации на улучшение,
  • качества продукции и пр…

Люди видят, что их, как актив, не ценят, и продолжают выполнять свою работу с гораздо меньшим энтузиазмом. Все это непросто выразить в цифрах, «поверить алгеброй гармонию», понять насколько это губительно.  Зачастую последствия тянутся очень долго и расхлебывать их приходится уже другим топ-менеджерам, пришедшим на смену "мастеру", который к тому времени уже перешел "поднимать эффективность" в другую компанию.

Но, это все о плохих управленцах, тех, кто заботится только о своей карьере, собственном процветании и кому совершенно наплевать на благополучие компании, в которой он на данный момент работает. Чаще же бывает несколько иная картина: топ-менеджеры привязаны к своей компании не только материально. Они вкладывают в производственный процесс душу, принимают близко к сердцу успехи и неудачи родного предприятия, относятся к коллективу как к большой семье. Вопрос сокращения персонала они воспринимают болезненно, понимая всю тяжесть последствий, о которых говорилось выше. И, как часто бывает, в моменты столкновения компании с трудностями внешнеэкономического характера, они считают, что сокращение – единственный выход, позволяющий компании выжить.

Даже флагман Бережливого производства – Toyota Production – в некоторые тяжелые моменты своей истории физически не мог прокормить ВСЕХ своих сотрудников. Их нынешняя система пожизненного найма оплачена слезами и кровью многих честных тружеников. Toyota сумела эволюционировать в компанию, где такое понятие как сокращение не используется вообще. Многим российским (и не только) предприятиям еще предстоит пройти этот путь.

Люди – самый главный ресурс любой компании. До сих пор, за всю историю не было примеров, чтобы бизнес-процессы проходили без участия человека. Даже полностью автоматизированное производство не исключает той или иной степени участия людей. Более того, люди не просто ресурс, а самый дорогостоящий и трудно восполняемый актив компании. Как и всякий другой, человеческий ресурс требует постоянного вложения средств. Передовые и успешные компании, вставшие на путь совершенствования и развития производственной системы, очень хорошо это понимают. Обучение и развитие персонала становится в таких компаниях постоянной статьей расхода. Повышение качества главного ресурса – основная обязанность менеджмента.

Сама концепция Бережливого производства против сокращения персонала. А люди, как ресурс, требуют постоянного вложения средств. Как же быть в сложные периоды, когда и сокращать нежелательно и средств на всех не хватает?

Ценность любого ресурса определяется не только количеством и его качеством. Качество ресурса имеет прямое влияние на качество готовой продукции, скорость выполнения заказа, общий уровень затрат. Люди, как ресурс – не исключение.

Условия современного глобального рынка – рынка всеобщей конкуренции – предъявляют особые требования к современным работникам. Помимо знаний и навыков основной специальности необходимы знания и навыки решения проблем и стремление к непрерывному совершенствованию процессов.

Однако не все желают понимать, а тем более соответствовать современным требованиям. Упрямая наука статистика говорит, что на любом предприятии 20% коллектива занимают активную жизненную позицию, а 80% - инертная масса (принцип Парето в действии). Эти цифры не являются точными величинами, но отражают картину в целом.  

20% активистов вовсе не являются однородной и сплоченной командой. Примерно половина из них – сторонники и потенциальные агенты перемен, то есть люди, имеющие внутреннюю мотивацию на непрерывное улучшение.  Это – опора и поддержка сторонников Бережливого производства. Из них можно и нужно формировать кадровый резерв, содействовать их профессиональному и служебному росту.

Оставшиеся, около 10% от всего коллектива – скептики, консерваторы, люди с закостенелым мышлением, всячески противящиеся любым переменам. Они могут не проявлять свою враждебность открыто, а оказывать скрытое пассивное сопротивление.

Основная же часть коллектива желает спокойно работать при любых условиях и может качнуться как в ту, так и в другую сторону. Если говорить кратко, от менеджмента требуется:

  • Всячески поощрять деятельность сторонников перемен
  • Правильно воздействовать на инертную массу коллектива
  • Нейтрализовать деструктивное влияние противников перемен

И если уж говорить о сокращении персонала, то стоит задуматься: нужно ли инвестировать в некачественный ресурс, тот, который тормозит развитие компании, не желает развиваться сам и сбивает других с правильного пути? При такой формулировке вопрос сокращения перестает быть таким уж болезненным. Мы говорим уже не об уменьшении численности, а об избавлении от тех, кто является тормозом на пути прогресса.

Какую бы методику "чистки рядов" ни взял на вооружение менеджмент Бережливой организации, необходимо понимать, что речь идет не о безликом ресурсе и не о бездушных машинах, а именно о людях.

Каждый работник должен знать предъявляемые к нему требования и степень его участия в процессе совершенствования компании. В противном случае, существует серьезный риск принятия ошибочного управленческого решения. При освоении Бережливого производства долгосрочная перспектива всегда в приоритете перед сиюминутной выгодой.

Комментарии   

+4 #1 Aлександр Вьюшин 18.12.2017 12:43
Спасибо за хорошую статью , Вячеслав.
По своему скромному опыту знаю, что после определенного этапа улучшения в Компании, формируется костяк коллектива, который сам начинает выдавливать пессимистов, индивидуалистов и прочих, и важно грамотно содействовать этому процессу.
+2 #2 Александр Вагенлейтер 18.12.2017 13:11
Актуальная статья, спасибо. Еще бы грамотную методику точного определения нежелательных элементов и их безболезненного выдавливания ..
+5 #3 Aлександр Вьюшин 18.12.2017 14:30
Александр, эти люди сами начинают проявлять себя после наведения определенного порядка. Для себя я их разделил на две категории. Одна категория - вечно недовольные жизнью. Вторая - те, на чьи личные экономические интересы повлиял этот порядок.
+2 #4 Калинин Михаил Александрович 18.12.2017 16:32
Вячеслав, я никогда не называю БП начало наведения элементарного порядка на предприятии. Для меня начало БП - это когда менеджмент уже исчерпал все возможности повышения производительно сти без вовлечения в этот процесс всех сотрудников. Такие мероприятия обычно лежат "на поверхности" и для этого нет необходимости проведения Кайдзен-меропри ятий. Базовая идея БП - уважение сотрудников. Поэтому как Вы можете называть БП мероприятия по высвобождению сотрудников, пусть и лишних?! В моей практике были случаи, когда я увольнял лишних сотрудников или тех, кто не хотел меняться и оказывал упорное сопротивление изменениям, но никогда не называл это БП. А вот когда мне надо было продолжать улучшения и необходимо было для этого вовлекать в поиск проблем и их устранение всех сотрудников, тогда мы начинали обучение БП и развертывание (внедрение в российском варианте) по всему предприятию.
+3 #5 Снегирев Вячеслав Юрьевич 19.12.2017 12:13
Цитирую Калинин Михаил Александрович:
начало БП - это когда менеджмент уже исчерпал все возможности повышения производительности без вовлечения в этот процесс всех сотрудников.

Михаил, тут я согласен. Однако, вовлечение сотрудников на этапе инициации лишним не будет. Хотя, в любом случае, здесь и далее - основную нагрузку несет менеджмент.
Где в статье Вы увидели БП-мероприятия по высвобождению сотрудников???
И как Вы предлагаете поступать с теми, кто реально МЕШАЕТ? Не лишних, а тех, кто сознательно ставит палки в наше колесо улучшений? Тех, кто не с нами, а против нас?
И еще: если мы не начали процесс развертывания БП (а, точнее - РПС), то как мы выявим тех, кто против?
+3 #6 Снегирев Вячеслав Юрьевич 19.12.2017 12:26
Цитирую Александр Вагенлейтер:
Еще бы грамотную методику точного определения нежелательных элементов и их безболезненного выдавливания ..

Александр, если встретите такую методику, дайте ссылочку, пожалуйста...
Один знакомый top представлял "зверскую" классификацию персонала: собаки - наша опора и актив, лошади - тащат львиную долю нагрузки, овцы - инертная направляемая масса (те самые 80%), козлы - противодействую т открыто и громко, крысы - гадят втихую.
Самое сложное - вычислить "крыс". От них - наибольший вред. Далее - индивидуальный подход. Тут нет какого-либо универсального рецепта.

Передовые компании ставят перед собой цели по плановому сокращению численности персонала. Персонал с этими целями знаком и, как правило, поддерживает. Цели эти находятся в открытом доступе и достигаются именно за счет мероприятий, связанных с РПС.
К примеру, Elkem Lista (Норвегия) сокращает численность за счет естественной убыли, никого не сокращая намеренно.
А пивоварня Хейнекен (СПб) работает над повышением качества персонала. Либо ты вырастаешь в этой компании, либо идешь работать в другую.