Печать
Категория: Бережливое производство

Щенок бодро бежал рядом со мной, весело помахивая хвостиком. Иногда он отвлекался на «важные дела», вроде обнюхивания заборов, но сделав очередную петлю, возвращался ко мне с радостным повизгиванием. Откуда он взялся и почему выбрал именно меня - не знаю. Тогда эта мысль волновала меня в последнюю очередь, хотя вид симпатичной мордашки вызывал трогательное умиление. Намотавшись за день «по делам», и вспомнив в последний момент о кредите, собрав волю в кулак, я шел в отделение сбербанка отдавать очередную порцию долга.

 

Походы в банк всегда требовали от меня предельной концентрации усилий и зачастую вызывали приступы мигрени. Не то, чтобы мне было жалко расставаться с деньгами, нет материальные блага и удобства, за которые они уплачены, ничего кроме положительных эмоций не вызывали. Другое дело - ощущения, возникающие под воздействием процесса возмещения занятых у банка средств. Вообще, заплатить кредит - двухминутное дело. Это если хронометрировать все полезные действия банка. Но на практике, время на оказание этой услуги значительно отличается от двухминутного. Нужно отстоять очередь в окошко контролера, который помимо приема денег по кредитам еще занимается компенсациями, вкладами, кредитными картами и т.п. На окошке, конечно, висит объявление: «Прием кредитов вне очереди», но лично мне совесть, да и здоровье не позволяют поступать соответствующим образом. Затем ровно одну минуту занимает ввод информации и распечатка чека, после чего снова очередь. На этот раз уже в кассу. Для того чтобы за одну минуту у тебя приняли деньги и выдали подписанный чек.

Очереди - это отличная возможность для того, чтобы, о чем-то подумать. И время бежит быстрее, и стоять не так тоскливо. А подумать можно, например, о теории массового обслуживания, известной с ветхозаветных времен, о потоке создания ценности для потребителя банка, о бережливом производстве (ну, скорее о бережливом обслуживании) в банковской сфере и конечно о том, что такие богатые предприятия как банки не могут навести у себя порядок (что же говорить о производящих отраслях?). Вот с такими мыслями, подготавливая себя к очередному акту отношений с финансовым учреждением и, сопровождаемый щенком неизвестной породы, я шел, как оказалось, навстречу сюрпризам и неожиданностям!

Очередь была. Трудно сказать большая или маленькая - это скорее связано с темпом ее продвижения. Просто она была. И единственное, что было ясно - стоять придется долго. Дольше среднего. Как всегда, мысли о нерациональности всего происходящего вокруг пришли сами собой. Ведь каждый посетитель стоял без дела гораздо дольше, чем происходило его обслуживание. Это ж какие потери времени в итоге! Размышляя об этом и пытаясь в уме определить ценность банковского обслуживания для потребителя, а заодно и вообще соотнести деятельность банка с бережливым производством, я постепенно продвигался к вожделенному окошку.

Мои мысли прервала суета впереди и громкий голос парня, стоявшего за два человека до меня: «Как не принимаете?». Оказалось, что банк видимо тоже думал о бережливом производстве! Поэтому решил для увеличения пропускной способности операций по обслуживанию населения поставить электронный терминал по приему кредитных платежей и полностью «снести» программу по приему кредитов на компьютерах контролеров. Однако решившись на это, он почему-то забыл проинформировать своих посетителей. Безуспешно попытавшись отыскать вокруг хотя бы крохотный намек на информацию о новшествах, чтобы свалить вину на свою невнимательность, я смог лишь слабо воскликнуть: «Ну, хоть бы объявление повесили!». Несколько голосов, раздавшиеся в мою поддержку, не оказали ровно ни какого воздействия на работников банка (им же надо людей обслуживать). Ничего не оставалось кроме как перейти в очередь к современным средствам приема денежных знаков. А очередь, которой только что не было, возникла как из-под земли. Ведь помимо разочарованного парня за мной уже скопилось порядочно кредито-обремененных граждан, которые оказались либо проворнее меня, либо ближе к терминалу.

Делать нечего, попытка номер два. Опять стою в очереди, опять думаю. На этот раз эмоции берут верх над разумом, на язык просятся нехорошие слова, а мысли о бережливом производстве уступают место соображениям о непорядочности и вселенском зле. Попутно оцениваю людей впереди себя - возникнут у них проблемы с техникой или все пройдет гладко. В принципе, пять - шесть человек немного, лишь бы не тормозили! Хорошая новость! К терминалу приставлена девушка, которая должна объяснять «тупым» (это слово отчетливо читалось на ее лице) посетителям  - на какие кнопки нажимать. Состояние, в котором находилась девушка можно назвать полной обреченностью, сопровождающейся упадком физических сил. Ей уже давно надоело объяснять -  что надо делать, поэтому она раздраженно делала все сама. Ладно, думаю, я-то разберусь. Программист все-таки. Хоть и бывший. Пусть девушка отдохнет.

Нет, не судьба мне была заплатить кредит в этот день! Привыкший к традиционному порядку, я держал наготове паспорт и, намертво засевший в голове, номер договора. Паспорт, естественно, не понадобился, а вот вместо номера договора требовался двадцатизначный номер моего кредитного счета, которого у меня с собой, естественно не было. Удар! Шесть - ноль в пользу банка. Ни чего не оставалось кроме как признать свое поражение в сухую и с позором выйти на улицу.

А на улице меня ждал тот же пушистый, ушастый и хвостатый щенок неизвестной породы, который так искренне мне обрадовался, что горечь поражения сразу затихла. Мы пошли с ним обратно. И ничего важнее для него не было кроме как сопровождать меня, весело повиливая хвостиком, изредка отвлекаясь на важные собачьи дела.