Большое спасибо Павлу за заметку «Муда в информационных ресурсах предприятия» - ею он фактически взялся развивать одно из направлений нашего портала, которое было заявлено изначально, но до которого пока просто не дошли руки. Я имею в виду «Производственный учет» (включая и вопросы его автоматизации). Тема глобальная...

Ваш покорный слуга в свое время начинал с программистов, участвовал не в одном проекте по автоматизации производственного учета. Вся эта кухня знакома «с потрохами».

Не так уж редко инициатором различных IT-проектов выступает высшее руководство: реже - искренне желая оптимизировать усилия по сбору, регистрации и анализу производственной статистики, чаще - просто следуя за модой и испытывая необъяснимое желание поиграть в «модные игрушки». Кроме того, инициаторами также бывают IT-отделы, реже - искренне желая... (см. выше), чаще - желая получить опыт работы с конкретным программным продуктом, повысить собственную квалификацию и удовлетворить свой интерес за счет компании :-].

Вместе с тем, в подавляющем большинстве случаев внедрение IT-проектов осуществляется в производстве на фоне деклараций, что это делается для блага производства. Однако, на этапе внедрения конкретных модулей со стороны работников производства обнаруживается просто дикое сопротивление. Время идет, дело глохнет, на планерках производственники и айтишники в открытую собачатся:

- Сетку мы вам протянули, компы поставили, приложения установили, а вы данные ввести не можете! За неделю только двенадцать партий заколотили, и то по-уродски! А их прошло двести! Мастерам все похрену...

- Да вы по-человечески не объяснили, как с программой работать! Месяц уже просим: разработайте инструкцию, руководство пользователя. До сих пор ничего нет, все на словах! Начинаем партии заносить - предупреждения какие-то без конца вылетают на английском... Да еще вы сервер без предупреждения перезагружаете - все виснет!

Руководство, зверея от этих «очных ставок», хватается за шашку...

Как специалист, досконально изучивший подобные ситуации с обеих сторон (сначала - как программист, затем - как начальник цеха), возьму на себя ответственность утверждать, что практически любой IT-проект означает для производственников только одно - ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ НАГРУЗКУ. Причем, за те же деньги: прежних-то задач никто не снимал!

Почему эти люди фактически саботируют благие начинания, сводя на нет усилия айтишников и многочисленных кураторов проекта? Да потому, что «не видят изюма».

А им никто никогда и не пытался объяснить, что им даст внедрение проекта! Нет бы перед стартом проекта собрать людей и по-человечески объяснить: так, мол, и так, поднапрягитесь, мужики, зато через три месяца отменим бумажные журналы, а через полгода зарплата будет начисляться автоматизированно - с нарядами и табелями трахаться перестанете, да и накладные на склад делать за пять секунд будем... Или: коллеги, не будем строить иллюзий, ближайшие шесть-восемь месяцев будет идти тяжелый процесс внедрения, и никаких плюсов вы не увидите - вы ощутите их позже. А пока, понимая, что это для вас еще одна из многочисленных обязанностей, даем начальнику цеха дополнительный премиальный фонд - поощрять работников, помогающих сдвинуть дело с мертвой точки...

Но у нас так не принято. У нас принято по-другому - ставить людей в положение, когда они вынуждены делать выбор между правильным и выгодным. «Командно-административно» - оно ж проще и привычнее. Издать кучу приказов, давить, орать, уходя домой в предынфарктном состоянии, но с в полной уверенности, что «они, уроды, ваще ничего не хотят», и «без меня здесь ваще все остановится».

Отсутствие нормальной организации процесса и координации служб не заставляет долго ждать последствий. Да и производственники, совершенно не заинтересованные в результате, частенько «включают дурака»...

- Николавн, вы накой журнал «Наряды» продолжаете вести? Вы ж с апреля все партии в комп забиваете?

- А у нас его рабочие смотрят. Да и ОТиЗ его берет сделку считать...

- Так давай для ОТиЗа специальный отчет программистам закажем - в базе-то вся информация уже есть. А процессный журнал вам зачем? В базе даже данные анализов ЦЗЛ есть!

- А этот журнал технологи смотрят.

- Просто смотрят?! А в комп им посмотреть не судьба?

- Они говорят, им неудобно. А главный технолог, Нина Ивановна, вообще компьютер не знает. Она говорит - всегда журнал вели и дальше будете.

- Что значит, будете? У тебя что, своего начальника нет?!

- Вы сами знаете, как с технологами ссориться: они нам завтра двадцать замечаний по качеству понапишут - без зарплаты останемся...

В результате, живем, как и описал Павел: сначала пишем цифирьки на бумажке, потом указательным пальчиком целый час заносим в компьютер. «Верхи» не могут (не умеют, не хотят) организовать, «низам» проще делать двойную работу (точнее, динамить новые проекты), чем идти на внутренние конфликты...

А вот еще одно часто встречающееся «мнение», которое отметил Павел: «Компьютер сломаться может, а журнал никуда не денется» (одна из вариаций на тему «А мы так всегда делали»). На практике, оконченный журнал в лучшем случае бросят в шкаф, где он и проваляется полтора года без всякой надобности (архивировать документы у нас не принято) и в конце-концов сгинет в горниле генеральной уборки...

 

Комментарии   

#1 Дмитрий Стукалов 09.09.2009 21:26
Мда-а-а-а!
Вот они барьеры между отделами, о которых неоднократно упоминал Александр Пятков. Вроде бы этот треугольник: менеджмент - производственни ки - IT-шники должен гарантировать единство целей и синхронность усилий по их достижению, а на деле это ничто иное как треугольное колесо, которое явно не приспособлено двигаться по дороге, а уж тем более нести полезную нагрузку.
:-)
#2 Наталья Маслова 07.06.2012 09:06
У нас в точности так как вы описали...